Период дошкольного детства – время, благоприятное в плане всестороннего развития ребенка. При организации воспитательно – образовательного процесса педагог стоит перед выбором наиболее эффективных методов и форм работы. Одним из традиционных, но значимых средств развития и воспитания ребенка - дошкольника является организация театрализованной деятельности. Успех ее применения таится в ее доступности и близости к игре - ведущему виду деятельности детей 3-7 лет.
Использование возможностей театрализованной деятельности поддерживает и ФГОС ДО. Обосновано это тем, что, являясь одним из самых демократичных и доступных видов искусства, театр одновременно решает множество актуальных психолого – педагогических проблем, касающихся художественного - эстетического и нравственного воспитания, формирования у детей навыков коммуникации, развития воображения, фантазии, инициативы и творчества.
Большой опыт педагогов – практиков дошкольного образования позволяет с уверенностью говорить о широких воспитательных возможностях театрализованной деятельности. Участие в ней знакомит детей с окружающим миром через многообразие образов, красок и звуков, а вовремя поставленные перед ними вопросы заставляют думать, анализировать, формулировать выводы и обобщения. Вместе с развитием умственной деятельности происходит и совершенствование речевых навыков. В ходе театрализованных игр незаметно для самого ребенка расширяется его словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационная выразительность. Ответственность к исполняемой роли требует от ребенка четкости, ясности произносимых фраз, умения вести диалог и грамотно строить предложения.
Театрализованная игра - один из самых творческих видов детской деятельности. Играя роль, ребенок овладевает способностью к состраданию и сопереживанию, у него активизируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Вместе с персонажами спектаклей дети учатся переживать всю гамму эмоций, которые существуют в реальной жизни.
Наконец, театрализованная игра - эффективное средство самовыражения и самореализации ребенка.
Еще одной заслугой театрализованной игры является создание условий для формирования опыта социальных навыков поведения, ведь каждое художественное произведение таит в себе элемент нравственного воспитания. На положительных персонажей дети стараются быть похожими в реальной жизни, поведение отрицательных стараются не допускать.
Кроме того, в театрализованной постановке ребенок получает возможность решить многие проблемные ситуации, действуя от лица того или иного персонажа. Это позволяет преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Все это оказывает позитивное воздействие на формирование качеств личности детей.
Обучение своих воспитанников театрализованной игре является ответственной задачей каждого педагога. В первую очередь, важно активизировать интерес детей к театрализованным играм. Добиться этого возможно путем просмотра небольших кукольных спектаклей, поставленных самим педагогом на основе любимой детьми сказки, потешки, стихотворения. При этом важно поддерживать и всячески поощрять желание детей включиться в спектакль, дополнять отдельными фразами диалоги персонажей, устойчивые обороты зачина или концовки сказки. Впоследствии предоставлять детям возможности для осуществления самостоятельной театрализованной деятельности путем оснащения центра театра в группе и наполнение его необходимыми атрибутами.
Подводя итоги, отметим, что, занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы не только делаем их пребывание в детском саду интересным, содержательным и ярким, но и создаем условия для их всестороннего развития.