Что это вообще такое — режим дня?
Режим дня дошкольника — это определённая продолжительность отдыха и сна, регулярное и рациональное питание, выполнение гигиенических мероприятий. По мере роста малыша режим будет меняться, но заложенная основа — чередование в определённом порядке и ритме всех форм деятельности — сохраняется на всю жизнь.
Зачем дошкольнику нужен режим?
Оказывается, физиологи всегда настаивали на режиме дня. Еще издавна установлено, что многие внутренние органы работают в определенном ритме, а физиологические процессы совершаются с некой периодичностью.
Любой врач вам скажет, что ребёнок дошкольного возраста должен не просто удовлетворять свои базовые потребности (такие как сон, питание и прогулки), а делать это регулярно.
А что будет, если режим не соблюдать?
- Ребенку трудно привыкнуть к режиму в детском саду и в школе. В результате адаптация проходит сложно.
- Если все не по расписанию, то ребенок нерационально использует время.
- Организму трудно привыкнуть к расхолаживающему графику, а отсюда болезни внутренних органов (пищеварительная, опорно-двигательная и нервная системы).
- Маленький человечек становится менее успешен. Привычка к внешней организованности — половина пути к организованности внутренней. Малыш, живущий по режиму, привыкший убирать свои игрушки и вовремя ложиться спать, став взрослым, легко научится распределять и анализировать получаемую информацию, научится правильно организовывать свою жизнь.
- Режим для малыша — это показатель спокойствия, стабильности и
«надёжности» окружающего. Если он вдруг нарушается, у ребёнка может возникнуть стресс. Расшатывается нервная система.
Есть ли минусы у жизни строго «по режиму»? Есть!
- Родителям придется контролировать этот процесс, а это значит, что нужно все время помнить про все «малышовые» дела.
- Родителям нужно будет и свои дела подстраивать под этот режим: то есть если малыш знает, что в это время его ждет прогулка, то маме уже на диване не полежать.
- Возможно, нужно будет преодолевать капризы и сопротивление ребенка, который не захочет вписываться в график.
- В каждой семье могут возникнуть и свои, индивидуальные сложности. Например, соседи могут мешать режиму дневного сна и долбить стену. Сверстники ребенка могут звать его на улицу, когда у него запланированы другие занятия. Все это может вызывать проблемы.\
- Как малыша перевести на «режим»?
Для начала придется преодолевать сопротивление ребенка, а значит, нужна серьезная мотивация самих родителей.
Можно для этого использовать книги. Можно — советы врачей. Распорядок должен включать в себя: игры, сон, принятие пищи, домашние дела, интеллектуальные и физические развивающие занятия, отдых, свободное время. Если что-то забыли — потом дополните.
Переводить на режим лучше в игровой форме. Помогут несколько приемов:
- Для привыкания к соблюдению режима удобно использовать картинки или плакаты (их придется купить или нарисовать). Ещё лучше, если рядом с каждой картинкой будет находиться лёгкая для запоминания стихотворная строчка, описывающая каждый элемент. Такое расписание поможет малышу заранее приготовиться и настроиться на следующее действие. Если ребенок начнёт капризничать и откажется выполнять указанное, наглядная картинка поможет справиться с упрямством: «Вот посмотри на картинку, все ребятки убирают игрушки перед сном!».
- При желании вы можете проиллюстрировать режим фотографиями самого малыша. Сфотографируйте, как он спит, ест, делает зарядку, играет и т. д. — и приклейте маленькие фотографии в строгой очередности. Примерно так:
Фото малыша — 22:00-8:00 — сон.
Фото малыша — 8:00-8:05 — пробуждение. Фото малыша — 8:05-8:15 — чистка зубов И так далее.
- В сказках и рассказах, когда такое встретите, обращайте внимание ребенка на то, как положительные персонажи живут по правильному расписанию, чтобы закрепить позитивный пример.
- Ребенку можно предложить включить музыкальный будильник, на котором звучит смешная песенка перед прогулкой или обедом.
- Чем старше становится ребёнок, тем меньше ответственность взрослого за соблюдение распорядка дня. Уже в младшей школе ребёнок должен уметь ориентироваться во времени и соблюдать режим самостоятельно. Взрослые выполняют лишь функцию контроля.
- Легко ли научиться соблюдать режим?
Насколько трудно дошкольнику выдерживать распорядок? Если режим соответствует возрастным физиологическим нормам, ребёнок легко к нему привыкает: прочитали в книжке — и строго следуем графику.
Однако самим взрослым не всегда просто его соблюдать: то оказывается, что вовремя не приготовлен ужин, то надолго затянулась далёкая прогулка. Ребёнок чувствует такую неустойчивость, это осложняет привыкание к режиму, и создаёт трудности.
Что же тогда делать? Важно не забывать, что мы говорим о человеческой личности, у которой уже имеются свои интересы и предпочтения, а не о роботе, постоянно настроенном на выполнение заданной программы.
Допустим, что ребенку чего-то делать не хочется. В этом случае:
- подходим индивидуально. Вопрос, следует ли выключить любимый мультик по телевизору, если он заканчивается чуть позже, чем требует режим, нужно решать в каждом случае по ситуации. Возможно, следует проявить гибкость, и не доводить ребёнка до слёз из-за 10 минут? А может быть есть возможность записать остаток мультика и досмотреть его после обеда?
-
- мягко критикуем, если режим не соблюдается, выясняем причины. И наоборот награждаем, хвалим за соблюдение режима, повышая мотивацию.
- переносим в графу «свободное время» то, что не успели. Эта графа должна быть непременно: ребенок должен знать, что у него есть запасной кусок времени, в который он сможет сделать все, что хотел, но не успел. Так, к примеру, если ребенок хочет играть, а нужно спать, то обещаем ему: «У нас есть свободное время. Тогда и поиграешь обязательно».
В большинстве случаев проблемы с приучением или с соблюдением режима объясняются:
- недисциплинированностью самих родителей (воспитываем в себе самодисциплину!);
- отсутствием у ребенка привычки (ее придется нарабатывать!);
- тем, что он воспринимает порядок дел как скучный (будем играть!);
- недостаточной физической активностью малыша, ему некуда потратить энергию. Это приводит к тому, что он плохо ест и плохо засыпает (нужно как можно больше движений!;
- он долго просиживает за телевизором или компьютером (убираем гаджеты).
При составлении и соблюдении режима дня важно, конечно, не переусердствовать. Некоторые родители путают режим с диктатом и подавлением инициативы. Для гармоничного комплексного развития дошкольника нужно найти некую золотую серединку и придерживаться её. Строгий поминутный режим практически невыполним, но это не значит, что он в принципе не нужен.