Еще с рождения в ребенке начинает формироваться личность в результате общения с близкими взрослыми. С первых месяцев жизни ребенок испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается.
Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через семью, образование, культуру. Каждый ребенок уникален, не повторим и способы взаимоотношения с ним не могут быть универсальными. Заложить основы целостной гармонично развитой личности главная задача родителей и педагогического коллектива. Организуемая взрослыми практическое общения с детьми обогащает и преобразует их социальные и коммуникативные потребности. То, что мы заложим в ребенка в детстве, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью.
Высокий уровень социальной и коммуникативной культуры - это залог успешной адаптации человека в любой социальной сфере. Социальное и коммуникативное развитие детей происходит через игру, как ведущую детскую деятельность.
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается. В игре ребенок раскрывает свои способности, свое отношение к миру, к окружающим людям. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, более внимательными и заботливыми по отношению к взрослым и сверстникам. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Игры у детей дошкольного возраста разнообразны.
Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т. д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т. д.).
Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т. д., поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.
Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.
Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.
С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.
Старший дошкольный возраст –период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.
Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.
Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.
Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.
Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.
К сожалению, отведенное время на игры детей не используется полностью. Развитие игровых умений по программе младшего дошкольного возраста часто не выполняются. В результате чего, к старшему возрасту не все игры принимают характер самостоятельной деятельности. Допускаются ошибки в использовании методов руководства детской игрой, взрослые либо регламентируют детскую деятельность, лишая свободы выбора вида игры, содержания и партнеров, возможности проявить собственную инициативу и творчество, либо занимают позицию невмешательства, пуская на самотек игру и возникающие в ходе ее взаимоотношения между детьми. Все это отрицательно влияет на процесс формирования социальной и коммуникативной культуры и снижает воспитательное значение игры. Чтобы обеспечить выполнение программы по игровой деятельности, используя игру как форму организации детской жизни и средство всестороннею развития и воспитания. Нужно создать:
- Условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогический процесс игрушками и игровымматериалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Соблюдать время, отведенное для игр в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
- Развивать содержание детских игр, расширять представления дошкольников об окружающей жизни (семья, детский сад, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни).
- Систематически формировать у детей игровые умения, предусмотренные программой, способствовать превращению игры в самостоятельную деятельность. Развивать любознательность и познавательные способности у детей, активизировать их двигательную деятельность.
Во всех видах игр создавать активное речевое общение детей, расширять словарный запас, развивать связную, выразительную речь; поощрять проявление воображения, инициативы в выборе игры и развитие ее замысла, в подборе материалов. В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми - дружелюбие, взаимопомощь; умение выполнять правила.
В младшем дошкольном возрасте в качестве основных приёмов руководства использовать совместные игры воспитателя со всей группой, с небольшими подгруппами и с отдельными детьми.
Важно при этом, чтобы отношения в процессе игры между взрослыми и ребенком были равными, создавалась особая, доверительная форма общения. «Обучение» способам игровой деятельности должно носить ярко выраженный эмоциональный характер.
В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать косвенные приемы педагогического воздействия: организацию предметно-игровой среды, постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры.
Таким образом, игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры является приоритетной, так как игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, усвоения образцов поведения.