Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются лучшие человеческие качества. Он живет и развивается за счет природы, ему нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые овощи и фрукты. Главная задача, начиная с раннего детства, - прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры.
Фундаментальной содержательной составной частью экологической культуры являются чувственно-эмоциональные переживания. В ребенке надо развивать чувствование природной красоты, гармонии, способности восторженного отношения к ней, переживания чувств прекрасного, восхитительного, возвышенного. Огромную роль в этом играют предметы эстетического цикла, СМИ, выставки пейзажей, цветов, ботанические сады, зоопарки и парки.
Возможность усвоения природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста строится на конкретном материале, который доступен наблюдению воспитанников.
Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на отношения дошкольников к окружающей среде.Важнейшими из них являются: непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки, отдых); труд в природе (на участке детского сада, на домашнем приусадебном участке); общение с родителями, общий уклад; освоение программы экологического воспитания; работа с книгами, журналами; просмотр телепередач и кинофильмов.
Формирование экологической культуры — это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Он предполагает передачу знаний, опыта, способов экологического мышления.
А. И. Иванова выделяет особенности экологического мышления детей:
- дети улавливают общебиологические закономерности быстрее и легче, чем взрослые (дошкольники не знают многих фактов, но мгновенно улавливают общие закономерности);
- нет существенной разницы в скорости усвоения экологических понятий в группах, где ведется специальная естественнонаучная подготовка, и где ознакомление с природой не выходит за рамки стандартной программы;
- общие закономерности, которые легко выявляются детьми самостоятельно, совершенно не усваиваются ими, если педагог «дает» их в готовом виде, подробно объясняет, а потом просит ответить на конкретные вопросы. Дети не воспринимают экологические и общебиологические знания, преподнесенные в вербальной форме, и даже не способны понять, о чем идет речь.
Таким образом, столкнувшись с определенной экологической ситуацией, воспитанники, благодаря присущей им синкретичности восприятия, охватывают ее целиком и поэтому легко приходят к правильным выводам. Эти выводы основываются не на логическом анализе многих фактов, а именно на целостном восприятии общей картины.