Для маленького ребёнка характерно чувственное восприятие мира. Его чувства преобладают над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий, реакций, поступков. Он ещё не умеет управлять ими, например сдержаться, заставив себя не плакать, или не смеяться, отказываться от желаемого или вести себя спокойно в то время, когда его что-то тревожит: он целиком во власти чувств. Вот почему возникшее по какой-либо причине чувство страха целиком поглощает его. А причин для возникновения страха у малыша, впервые открывающего для себя мир, очень много.
Чувство страха по-разному действует на детей. Всё зависит от особенностей нервной системы. Одни затихают, другие, наоборот, возбуждаются, плачут, третьи прячутся, ищут защиты у мамы. Однако следует знать, что страх плохо влияет на ребёнка, угнетает его, вызывает нервное напряжение и отрицательно сказывается на физическом и духовном состоянии.
Что может пугать ребёнка?
Маленькие дети боятся темноты, их пугают и удивляют новые звуки, неизвестные для него предметы и явления природы, животные и т. д. Испуг может перейти в устойчивый страх, если ребёнок видит, что взрослый в аналогичной ситуации постоянно испытывает беспокойство. Например, если кто-то из близких боится мышей, лягушек, пауков, то и малыш тоже начинает бояться их, ведь одна из особенностей дошкольника - высокая подражаемость и внушаемость. Ребёнка, заражённого страхом, может пугать любая мелочь. Так, если взрослый верит в приметы, то и ребёнок непременно будет верить в них. Родителям стоит почаще спрашивать себя: "Какой пример мы подаём ребёнку?"
Причиной детских страхов может стать просмотренная передача, кинофильм, шокирующие фото интернета. Поэтому родителям следует контролировать то, что смотрит ребёнок, не допускать, чтобы ребёнок видел травмирующие психику образы.
Часто причиной возникновения детских страхов являются ошибки воспитания. Нередко родители пугают детей Бабой Ягой, бабайкой или обещают отдать ребёнка чужой тёте, если тот не будет слушаться. Или оставляют ребёнка одного в запертой комнате в качестве наказания. Так и появляется в детской душе страх.
Обязанность взрослых - предупреждать возникновение страхов у детей. Это и правильное реагирование взрослого в ситуации испуга ребёнка, и собственный пример спокойствия, и умелый подбор телепередач и сказок, особенно рассказываемых перед сном. И конечно, никогда не стоит прибегать к запугиваниям ребёнка, какими бы они казались Вам невинными.
Ну а если у ребёнка сформировался страх, то взрослым нужно помочь ребёнку справиться с ним. В преодолении страха важно, чтобы ребёнок был уверен в том, что его считают храбрым, смелым, что он чего-то боится. Этим самым Вы будете лишь усугублять положение. Лучше использовать детскую внушаемость, говоря: "Он у нас самый смелый", "Он ничего не боится!"
Очень важно иногда ставить ребёнка в тихие условия, при которых он становится участником в преодолении собственного страха. Например, можно дать ему поручение зайти одному в комнату и отыскать там какую-либо вещь. Причём задание должно выглядеть как вытекающее из естественно сложившейся ситуации: "Зайди в комнату и возьми мой телефон, а то я уже одета, в уличную обувь. ","Возьми игрушки, которые ты возьмёшь с собой на улицу".
Каковы бы ни были причины детских страхов, их непременно следует устранять. Если же родителям не удаётся снять проявления у ребёнка страха, целесообразна консультация психолога.