В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.
Для реализации системы патриотического воспитания в дошкольном учреждении, мы ставим следующие задачи:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах и селах края, о столице России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- Формирование представлений об истории Великой Отечественной войны, о подвигах русских солдат.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к ней. Исходя из этого, мы стараемся интегрировать все образовательные области.
Социально-коммуникативное развитие:
Проводим этические беседы о городе, родной стране, мире; экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями; рассматриваем иллюстрации об особенностях природы России, разных стран;
организуем взаимодействие детей в совместных играх, отражающих социальную действительность:
Дидактические игры: «Кому это нужно для работы?», «Профессии», «Город мастеров», «Хочу все знать», «Ассоциации», «Дружат дети всей Земли»…
Сюжетно-ролевые игры «Корабль», «Наша Армия», «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Поликлиника»…
Благодаря чему у детей воспитывается :
- уважительное отношение к окружающим;
- представления о вежливости, ее проявление, умение договариваться со сверстниками и оценивать свои поступки;
- любовь к семье, детскому саду и родному краю;
- правильное поведение в быту, общественных местах и природе;
- желание участвовать в трудовой деятельности, соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада; помогать взрослым заботиться о растениях и животных; бережно относиться к поделкам собственным и сверстников.
Познавательное развитие:
Обсуждаем и составляем рассказы о профессиях родителей и горожан;
знакомим с российской символикой; организуем совместную деятельность с детьми с картами и схемами; стимулируем к собиранию коллекций и мини-музеев.
В процессе чего у дошкольников формируется :
- интерес к окружающему.
- желание участвовать в познавательно-исследовательской деятельности;
- умение сооружать постройки, анализировать их и обыгрывать; высказывать впечатления взрослым и сверстникам;
- представления о профессиях и окружающих объектах (дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская).
- наблюдательность за явлениями природы, животными;
- желание беречь природу, умение замечать ее красоту и особенности.
Речевое развитие:
Для расширения знаний детей о стране, о Родине, о людях, населяющих нашу страну, об их достижениях, о войне, о героических подвигах народа рассматриваем картины, читаем рассказы, стихи, потешки, сказки (сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству). Широко используем все виды фольклора: сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д., рассматриваем иллюстрации к сказкам народов России. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Дети вместе с педагогами составляют рассказы и истории о достопримечательностях родного поселка, о семье, крае, используя карточки-схемы, мнемотаблицы.
Для воспитания патриотических чувств детей на примере подвига советского народа, мы знакомим их с произведениями Л. Кассиля «Наша Армия», К. Паустовского «Похождения жука-носорога», «Мешок овсянки», «Таран»…
Перечисленные формы работы способствуют тому, что у детей проявляется:
- интерес к рассказам воспитателя; умение поддержать беседу и доброжелательно общаться, проявляя любознательность;
- интерес к слову, отношение к героям произведения; обогащение и развитие связной речи;
- обращение к книгам, иллюстрациям, поэзии, сказкам, желание их драматизировать
- наличие способов обращений к взрослым и сверстникам.
Художественно- эстетическое развитие:
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Организуем выставки совместных с родителями поделок, создаем семейные гербы, генеологические древа, изготавливаем книги. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется? (хохлома, дымка, гжель). Мы стараемся, чтобы каждая тема подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).
Вместе с детьми разучиваем песни о Родине, об Армии, русские народные танцы.
Данная работа способствует формированию у детей:
- интереса к художественному творчеству; умению видеть и использовать многоцветие окружающего мира;
- желания создавать поделки, доброжелательному отношению к сверстникам, качественно выполнившим работу;
- желания радовать окружающих и взаимодействовать с ними в совместной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие» :
В решении задач, физическая культура может внести свой вклад, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы.
Участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по поселку обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
. Подвижная игра являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
В результате работы нашего педагогического коллектива стало то, что у детей преобладает эмоционально – положительное отношение к малой родине. Дети стали лучше ориентироваться в ближайшем микрорайоне, стали проявлять любознательность по отношению к родному поселку, они с удовольствием включаются в проектную деятельность по данной тематике, родители не остаются равнодушными к нашим просьбам и всегда стараются идти к нам навстречу.
Ведь как говорил А. С. Макаренко «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира».