Наказание - трудный и сложный метод воспитания : оно требует огромного такта, терпения и осторожности. До 2-3 лет наказывать ребенка вообще бесполезно, потому что они не понимают связь между, случившемся и его последствиями. А вот с трёх лет можно сталкиваться с первыми скандалами и недопонимание со стороны малыша. Поэтому с этого возраста можно начинать вводить дисциплинарные меры. Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценки поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Одобрение и осуждение является повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия. Это ударное воздействие, стимуляция сильных чувств. Внутри семьи складывается одна система наказаний за проступки, а в детском саду другая. Здесь в ход должна идти педагогическая практика и отличная ответственность. Работа с детьми отличается особой ответственностью. Деятельность педагога не должна наносить вред детской психике.
Критерии эффективного наказания
1. Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной педагогической ситуации. Педагог должен планировать и обеспечивать продвижение воспитанника и коллектива в нравственном развитие. Применение наказания предполагает предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.
2. Важнейшим требованием в применении наказаний является справедливость и объективность.
3. Наказание должно вызывать чувство стыда, огорчения, раскаяния, недовольство самим собой, осознание того, что своим поведением он вызвал осуждение со стороны товарищей и всего коллектива.
4. Важнейшая основа наказаний в учебно - воспитательных учреждениях - общественная оценка поведения отдельного воспитанника коллективом. Общественное мнение - сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему, как к методу формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Поэтому, прибегая к общественному мнению как к средств, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют никакого смысла. Нельзя забывать, что если детский поступок часто подвергается коллективному обсуждению, то у ребенка невольно притупляется чувствительность к более деликатным влияниям.
5. Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива.
6. В применении наказаний необходим индивидуальный подход, учёт индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка в группе. Исходя из этого, то наказание, которое воспринимает один ребенок, может быть без действенным для другого. Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.
7. Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали ему. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
8. Наказание не должно быть длительным по времени. Наказание должно быть по времени как можно ближе к проступку, особенно для детей раннего возраста. Через 30- 40 минут ребенок уже не вспомнит, что его побудило так поступить, а не иначе.
9. В каждом последующем наказании не упоминайте о предыдущих грехах, это только закрепляет плохое поведение ребенка.
10. Взрослые должны быть непреклонны в своем решении, иначе ребёнок будет всегда надеяться на его отмену. Поощрение и наказание должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена (как в положительном, так и в отрицательном смысле, а поэтому не стоит давать не выполнимых обещаний. Не выполняя обещания, вы теряете свой авторитет.
Основные детские проступки и как на них реагировать
Детские проступки можно условно разделить на четыре группы
1. Невольные проступки - совершаются детьми в силу незнания, наведения, отсутствия житейского опыта или необходимых полезных привычек. В этом случае наказание будет не справедливым, следовательно не принесет пользы. Достаточно будет ограничиться терпеливым
разъяснением неизвестной ему нормы. Источником или мотивом данной группы проступков является познавательное отношение ребенка к окружающему, попытка заглянуть внутрь вещей. Дети пытаются найти ответы на вопросы самостоятельно.
2. Проступки - шалости, которые являются вариантом игры - они характерны для детей раннего возраста. Взяв на себя определенную роль в игре, ребенок забывает обо всем, сосредоточивая внимание лишь на действиях разыгрывающего персонажа. "Я - волк, я буду кусаться". Он начинает рычать, хватает зубами других детей. Таким образом ребенок не злоумышленник. Им руководили самые благородные намерения, самые честные порывы. Не всегда отрицательный результат есть плохое поведение. Иногда отрицательный результат, это попытка исследовать свои возможности. Прежде чем наказывать, узнайте причину плохого поведения ребенка
3. Проступки вызванные переутомлением ребенка - характерными признаками являются активность, инициатива и изобретательность, но не преднамеренность. Например, ребенок катался на санках, набегался по снегу. Получил большое удовольствие. Но вот беда, он весь а снегу, в валенках полно. Здесь уместно использовать переключения внимания на другую, более полезную и интересную для детей деятельность. В этом случае ребенку нужно быстро переодеться и принять посильное участие в чистке одежды.
4. Преднамеренные проступки - ребенок сознательно игнорирует разумные требования воспитателей, когда игнорируются общепринятые нормы поведения. В детском саду можно использовать такие наказания, как лишения ребенка удовольствия или развлечения, временное лишение любимой игрушки, отстранение от желанной роли в игре и т. д. Наказание необходимо сочетать с убеждением. Проще объяснить малышу про нормы поведения в группе можно на примере игры с правилами или сказки.
Помните, что маленький ребенок - это личность, которая к тому же только формируется. Нельзя оскорблять, и уже тем более унижать его. Нужно помнить о том, кого мы хотим вырастить.