Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима.
Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под неё, пляшут, играют, поют, подпевают.
Слушание музыкальных произведений различной тематики оказывает положительное воздействие на человеческий организм, поэтому используется как для профилактики, так и для лечения эмоциональной нестабильности. Такой психотерапевтический метод является основой музыкотерапии – «исцеление музыкой». Музыка – это целитель здоровья и детей, и взрослых. Именно этот метод является определяющим в формировании фундамента физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, когда формируется характер, сама личность, отношение ребёнка к себе и окружающим.
Музыкотерапия как официальный метод лечения используется с 2003 года.
Существуют некоторые интересные факты влияния музыки на человека:
• композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.
• Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь могла помешать его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию произведений В. Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.
• Некоторые специалисты утверждают, что существующий на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.
На организм человека также оказывают влияние звуки различных музыкальных инструментов:
• Звучание ударных инструментов дают ощущение устойчивости, уверенности в будущем, бодрят, придают человеку силы.
• Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Медные духовые инструменты мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.
• Фортепианная музыка способствует развитию интеллектуальной сферы.
• Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.
• Звучание струнных инструментов воздействует на сердце. Скрипки, виолончели и гитары развивают в человеке чувство сострадания.
• Вокальная музыка влияет на весь организм. Например, григорианские песнопения снижают стресс, расслабляют и успокаивают.
Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма:
• Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.
• Мажорные тональности поднимают настроение, повышают мышечный тонус, а минорные заставляют грустить
• Длительный громкий звук вызывает большой резонанс в коре головного мозга, может привести к повреждению органов слуха, звуки среднего диапазона стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. А низкие частоты могут вызвать напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.
• В музыке бывают диссонирующие звуки (дисгармоничное сочетание звуков) и консонирующее звучание (гармоничное). Диссонансы возбуждают, раздражают, а консонансы успокаивают, создают приятное ощущение.
Таким образом, изучив свойства и качества музыки, появляется возможность использовать музыкальные произведения не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса.