Самообразование
Тема: «Формирование готовности руки к письму посредством игр и упражнений»
«Овладение письменной речью возможно только при условии,
если ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов,
вплотную подведших его к процессу письма,
подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи».
Л.С. Выгодский
2020-2021г.
Актуальность
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.
Цель: подготовка руки к письму дошкольников старшего возраста.
Задачи:
-создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом;
-повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями;
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
проблеме;
- изучить игровые технологии в развитии графомоторных навыков для детей дошкольного возраста;
-исследовать эффективность использования игр и упражнений в процессе развития графомоторных навыков у дошкольников.
Перспективный план по самообразованию
Месяц. |
Направления работы. |
Способы достижения. |
Сентябрь |
Подбор литературы по теме самообразования Мониторинг. Работа с документацией. Планирование работы с детьми на учебный год.
|
Знакомство и анализ документации. Знакомство с литературой по данной тематике. Создания перспективного плана работы.
|
октябрь |
Работа над пополнением предметно - развивающей средой группы. Правила при подготовке руки к письму. Разработка картотеки игр со счетными палочками
|
Знакомство с литературой. Оформление уголка группы.
|
ноябрь |
Беседы с воспитателями. Проведение занятий с использованием игр и упражнений «Весёлый дождик», «Строим забор» (вертикальные линии). Штриховка Графический диктант. |
Обмен опытом с воспитателями по проблеме Подбор материала.
|
декабрь |
Работа над созданием альбома для детей с заданиями: «работа по точкам». Включение в занятия игровых заданий и упражнений «Чудесный платочек» (пунктирные линии). Штриховка вертикальными и горизонтальными линиями. Графический диктант. |
Подбор материала. |
январь |
- Проведение занятий, с использованием упражнения «Дорисуй картинки», «Дорисуй недостающие части». Графический диктант. Вырезывание ножницами «Резные снежинки» Работа с гофрированной бумагой, скатывание комочков. «Снеговик». |
Подбор материала |
февраль |
Создание альбома с видами штриховки. Включение в занятия игровых заданий и упражнений Штриховка наклонными линиями. Графический диктант. Упражнения «Повтори узор», «Скопируй узор», «Дорисуй вторую половину». |
Подбор образцов для штриховки (разнообразие тематики штриховки и её видов).
|
март |
Обрывание бумаги «Букет для мамы» (аппликация). Упражнение «Бабушкин клубочек», «Проведи по лабиринту». Графический диктант. |
Подбор материала |
апрель |
Создание альбома «Графические узоры». Вырезывание ножницами «Цветы для мамы». Упражнение «Украсим шапочки» (линии разных видов). Графические узоры «Узоры на коврике». |
Подбор материала |
май |
Диагностика. Графический диктант Штриховка Анализ , оформление результатов диагностики. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.
|
|
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
1.Картотека графических диктантов.
2.Картотека игр со счётными палочками, внесение счётных палочек.
3.Внесение альбома с видами штриховки.
4.Создание альбома для детей с заданиями: работа по точкам.
5.Внесение картотеки лабиринтов для детей.
6.Внесение разного вида бумаги для обрывной аппликации.
7.Создание альбома «Графические узоры».
Используемая литература
1.А. Антонова «Развитие графических навыков дошкольников».
2.Т.С.Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М.,1980г.
3.С.Е.Гаврина, И.Г.Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать».
4.О.Узорова « 1000 упражнений для подготовки к школе».
5.Н.Чивикова «Как подготовить ребёнка к школе».