План по самообразованию
Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
2021- 2022 уч. год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Помочь дошкольникувыработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги»и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- •признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
- • определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;
- • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
- • представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования: 01.09.2021- 31.05.2022
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации"
Формы работы с детьми:
- • совместная деятельность воспитателя с детьми
- • индивидуальная работа с детьми
- • свободная самостоятельная деятельность детей.
- • дидактические игры
- • сюжетно-ролевые игры
- • чтение художественной литературы
- • просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций
- • художественное слово
- • беседы
- • продуктивная деятельность
Для изучения темы самообразования взята программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Поставленные задачи по блокам:
Блок «Труд и продукт труда (товар)»
- • Сформировать представления детейо содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
- • Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
- • Поощрять желание и стремление детейбыть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
- • Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Блок «Деньги и цена (стоимость)»
- • Познакомить детейс деньгами нашей страны и сформироватьотношение к деньгам как к части культуры страны.
- • Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
- • Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
- • Дать представления о рекламе, ее назначении.
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
- • Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
- • Воспитывать у детейнавыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
- • Воспитывать у детейспособность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника
- • формирование первичных финансовых навыков (привычек)через ритуальные действия;
- • закрепление разумных материальных потребностей;
- • формированиеу ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
- • в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.
Формы работы с родителями:
- • анкетирование родителей
- • консультации
- • индивидуальные и групповые беседы
- • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- • проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.
Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Планируемыйрезультат для воспитанников:
- •знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- • знают российские деньги;
- • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).
Родители:
- • повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатели:
- • оформлениесобственных методических разработок (обобщение опыта работы);
- • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- • участие в педсоветах, семинарах;
- • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
- • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
- • Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ
- • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
- • оформлениеразвивающей предметно-пространственной среды группы
План саморазвития
Формы работы
I этап
|
Самообразование
|
С детьми |
С родителями |
Организационно-диагностический (теоретический) Сентябрь |
"Знакомство с Гномом Экономом" Изучение нормативных документов Планирование работы по теме самообразования. Изучение примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования.
|
Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций |
Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота» Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры.
|
II этап Практический |
Блок «Труд и продукт труда (товар) Пополнение информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) Оформление копилки (кошелька) добрых дел. |
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» • Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии». • Труд в уголке природы. • Создание творческой мастерской по ремонту книг. • Организация дежурства по столовой. • Рисование «Мои добрые дела». • Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек. • Подвижная игра «Выбор профессии». • Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга». • Беседа о труде. • Час загадок. • Занятие –беседа на тему: «Летний день – год кормит». • Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи». Беседа: «Кто построил новый дом». • Дидактическая игра «Уважай/чужой труд». • Дидактическая игра «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина). Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама). Проект «Занимательная экономика. Кому нужна математика» |
консультация для родителей "Финансовая грамотность вашего ребенка"
|
Октябрь |
Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова). Создание центра финансовой грамотности в группе «Школа гнома Эконома». Блок «Деньги и цена (стоимость)» Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» |
Рисование «Как я помогаю близким». Чтение стихотворений о труде и профессиях. Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?». Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе? Беседа «Хлеб – всему голова». Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка». Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова). |
Встреча с родителями «Семейный бюджет и ребенок» Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования.
|
Ноябрь |
• Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках». Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.) Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию Встреча «Дети и деньги» Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр). |
• Беседа с детьми с правилами экономии. • Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». • Сюжетно-дидактическая игра «Магазин». • Экскурсия в магазин. • Рисование «Экскурсия в магазин». •Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка». • Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов. |
|
Декабрь |
• Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Создание картотеки дидактических игр. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры). Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» |
• Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя). • Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги. • Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?» |
|
Январь |
• Собирание тематических пазлов. Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр). |
• Рассказ воспитателя об истории денег. • Презентация о Гознаке. • Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». • Рисование «Монеты моей страны». • Аппликация «Необычные формы денег». |
Подготовка и проведение круглого стола для родителей «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания». |
Февраль |
• Экскурсия в банк. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно- экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и). |
• Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши». • Экономический КВН. • Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»). • Сюжетно – дидактическая игра «Банк». |
Встреча-обсуждение с использованием ИКТ "Обсуждаете ли вы с детьми вопросы семейного бюджета?" |
Март |
• Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом • Приобретение методической литературы, раздаточного материала •Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и). • Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС группы дидактическими играми |
• Литературная викторина по русским народным сказкам. • Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино». • Сюжетно-дидактическая игра «Ателье». • Решение арифметических задач. Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» |
Консультация «Дошкольник и экономика». |
Апрель |
•ИОС: «Как нам может помочь реклама?». • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми. |
• Беседа о рекламе. • Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе». • Рисование «Моя любимая реклама». • Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей». • Эколесица. • Викторина для детей «О какой сказке идет речь?». • Создание альбома «Реклама для детей». |
• Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования • «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей). • индивидуальные беседы |
Май |
Представление информации для сайта детского сада. Презентация отчета на педсовете ДОУ. |
•ООД на тему: «Путешествие в страну экономики». • Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?» • Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки». • Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки». Подготовка отчета по теме самообразования. |
Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования. |
Список литературы
- Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формированиенравственных представлений дошкольниковв процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
- Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольниковв процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
- Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.
- Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА»М. ; 2008. № 11. с. 75.
- Открытия Феечки Копеечки. Авторская программас региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.
- Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.
- Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников// Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
- Ягунова Н. М. Приобщение дошкольниковк экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.