Тема:
«Формирование связной речи с использованием элементов хромотерапии по проекту: Разноцветные сказки».
2018-2020г.
Пояснительная записка
В системе образования России в последние годы происходят существенные изменения. Они касаются содержания образования, которое в соответствии и Законом РФ «Об образовании» обновляется и упорядочивается посредством введения федеральных государственных образовательных стандартов к образовательным программам. Актуальность обновления содержания, форм и методов коррекционно - развивающей работы в ДОУ связана с развитием теории и практики образования детей с особыми образовательными потребностями. В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. Существует множество технологий и методик, которые позволяют корректировать психофизическое состояние ребенка. В контексте нашей работы, можно назвать методику, направленную на формирование правильной речи и нормализующую уровень тревожности. Такими, на наш взгляд, вполне можно признать методики так называемой «хромотерапии». Их безусловным достоинством как раз и является «универсальность» решаемых педагогических задач. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Помимо традиционных (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика) здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии.
Путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим, что позволяет использовать его в коррекционной работе с детьми, страдающими нарушением речи. Данную методику вполне можно назвать инновационной, а с учетом того, что инновационная деятельность является одной из важнейших сфер работы любого образовательного учреждения, в том числе и дошкольного, актуальность и ценность опыта в применении такой методики в логопедических группах сомнений, на наш взгляд, не вызывает. Цвет обладает большой эмоциональной выразительностью. Благодаря цветоощущению, или цветовому зрению, человек способен воспринимать всё многообразие цветов в природе и искусстве.
Цель:
- здоровьесбережение детей через хромотерапию
- способствовать развитию у детей хромовосприятия и хроморазличения
для расширения границ общения с миром.
Задачи:
- Проанализировать теоретические основы значения цветовосприятия
у дошкольников.
- Определить методические условия цели и задач формирования
чувства цвета у детей.
- Разработать серию дидактических игр, направленных на овладение детьми
системой цветовых эталонов
- Развивать и активизировать словарный запас детей, моторную сферу.
- Повышать уровень коммуникативности и эмоциональной отзывчивости детей.
- Формировать навыки самоконтроля через знакомство с приёмами управления своими чувствами.
- Научить детей употреблять в речи слова - цветообозначения.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы по цветовосприятию
- разработка программно–методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
- проектная и исследовательская деятельность
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- обогащение сенсомоторного опыта детей
- расширение возможности управлять эмоционально-волевыми процессами
- развитие ассоциативно-образного мышления
- расширение активного словаря
Форма самообразования: (индивидуальная)
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
Диагностический |
- Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта - Изучение образовательных технологий воздействия цветом. |
2018 – 2019 год |
- Курсы повышения квалификации «Современные теории, системы воспитания и коррекции нарушений речи» при КФУ -Повышение квалификации «Системно-деятельностный подход как важнейший механизм реализации основной образовательной программы дошкольного образования» - Изучение психолого – педагогической литературы (см.Приложение) |
Прогностический |
Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы цветовосприятия Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий по речевому развитию, отслеживание результатов работы) |
2019– 2020 год |
Участие в игротренинге по коррекционной работе с детьми в речевом развитии: «Дидактика в природе» Сообщение на педсовете: «Влияние цветных физминуток на самочувствие детей». |
Практический |
- Внедрение опыта работы. - Формирование методического комплекса по речевому развитию. - Корректировка работы. - Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) |
2020 – 2021 год |
Семинар-практикум для воспитателей: «Практическое использование элементов цветотерапии в речевой работе с детьми» «Потенциал изобразительной деятельности в цветовосприятии дошкольников" |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Формирование связной речи с использованием элементов хромотерапии»
на 2018-2019 учебный год
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Взаимодействие с коллегами |
||||
Форма, тема |
дата |
Форма, тема |
дата |
Форма, тема |
дата |
|
1 |
Проведение диагностики детей на восприятие ими цвета. |
Сентябрь |
Рекомендации по посещению с детьми Музея изобразительных искусств |
Сентябрь |
Интеграция специалистов, |
Сентябрь. |
2 |
Опыт по получению спектра. |
Сентябрь |
Анкетирование «Как я чувствую цвет» (выявить уровень компетентности родителей по вопросу развития чувства цвета у детей) |
Октябрь |
Консультация «Хромотерапия, или лечение цветом» |
По плану ДОУ |
3 |
Цикл занятий «Сказки радуги» |
В течение года |
Ширма «Радуга на тарелке» |
Декабрь |
Сообщение «Хромотерапия на логопедических занятиях» |
По плану ДОУ |
4 |
Чтение детской х/л: «Разноцветная книга», «Круглый год», «Цветик-семицветик», «От января до декабря», «Краски радуги» |
В течение года |
Консультация «Цвет и характер» |
Февраль |
Открытый просмотр физкультурно-оздоровительного развлечения «Целебная сила цвета и звука». |
По плану ДОУ |
5 |
Овладение системой цветовых эталонов |
В течение года |
Творческое задание «Я рисую настроение» |
Март |
Открытый просмотр с использованием ИКТ «В мире сказок» |
По плану ДОУ |
6 |
Формирование способов обследования цвета предметов |
В течение года |
Консультация «Цветовые предпочтения в одежде». |
Апрель |
По плану ДОУ |
План реализации темы:
«Формирование связной речи
с использованием элементов хромотерапии».
на 2019-2020 учебный год
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Взаимодействие с коллегами |
||||
Форма, тема |
дата |
Форма, тема |
дата |
Форма, тема |
дата |
|
1 |
Проведение диагностики детей на восприятие ими цвета. |
Сентябрь |
Ширма «Воздействие цвета на организм». |
Сентябрь |
Консультации для воспитателей на темы «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста» |
Сентябрь. |
2 |
Художественно - перцептивная игра «Придумай цвету название». |
Сентябрь |
Консультация «Цветной подарок » |
Октябрь |
Игры на развитие цветовосприятия детей дошкольного возраста |
По плану ДОУ |
3 |
Пластилинография |
В течение года |
Ширма «Вкусный светофор» |
Декабрь |
Открытый просмотр«Где прячется здоровье» |
По плану ДОУ |
4 |
В гостях у мастеров Дымково и Городца |
В течение года |
Консультация «Роль цвета в образовательном пространстве ребёнка» |
Февраль |
Выставка игр и пособий по развитию восприятия цвета у детей |
По плану ДОУ |
5 |
Девочка Огонек и девочка Льдинка (рассказ о теплых и холодных цветах). – Дубровская, 25. |
В течение года |
Консультация «Какой цвет предпочитает ваш ребёнок?» |
Март |
Консультации для воспитателей на темы «Дидактика в природе» |
По плану ДОУ |
6 |
Развивающая игра «Разноцветное путешествие»(пособие) |
В течение года |
Педагогическая игротека |
Апрель |
Сообщение на педсовете: «Влияние цветных физминуток на самочувствие детей». |
По плану ДОУ |
План реализации темы:
«Формирование связной речи
с использованием элементов цветотерапии».
на 2020-2021 учебный год
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Взаимодействие с коллегами |
||||
Форма, тема |
дата |
Форма, тема |
дата |
Форма, тема |
дата |
|
1 |
Проведение диагностики детей на восприятие ими цвета. |
Сентябрь |
Сентябрь |
По плану ДОУ |
||
2 |
То, что знаем, вспоминаем. |
Сентябрь |
Рекомендации по посещению с детьми Музея изобразительных искусств |
Ноябрь |
Консультации для воспитателей на темы «Альбом. Разноцветные сказки». |
По плану ДОУ |
3 |
Игровое занятие «Силуэты». |
В течение года |
Ширма «Радуга на тарелке» |
Январь |
Открытый просмотр «У солнышка в гостях» |
По плану ДОУ |
4 |
Развивающая игра «Солнце виновато |
В течение года |
Консультация «Советы по развитию у детей цветовосприятия» |
Февраль |
Игры для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха |
По плану ДОУ |
5 |
Игровое упражнение «Хамелеон». |
В течение года |
Рекомендации «Играем с цветом» |
Март |
Семинар-практикум «Практическое использование элементов цветотерапии в речевой работе с детьми» |
По плану ДОУ |
6 |
Чтение «Какого цвета снег?» |
В течение года |
Консультация «Что мы знаем о цвете» |
Апрель |
Использование нетрадиционного материала по развитию чувства цвета |
По плану ДОУ |
Отчет по теме самообразования.
Я решила взять тему по самообразованию «Игровая деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Свою работу по теме я начала со среднего дошкольного возраста.
Составила личный перспективный план по самообразованию.
Изучила нормативные документы:
Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Артёмова Л. – «Окружающий мир в дидактических играх».
- Венгер Л. – « Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
- Дубровская Н. – «Игры с цветом».
- Дыбина О. – «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
- Зеленина Е. – «Играем, познаём, рисуем».
- Каштан Н. – «От января до декабря».
- Комарова Т., Размыслова А.- «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».
- Ковалько Н. – «Азбука физкультминуток».
- Курочкина Н.- «Знакомство с натюрмортом».
- Лыкова И. – «Дидактика в природе».
- Лыкова И. – «Цветной мир»
- Маршак С.- «Разноцветная книга».
- Мальбрук С. – «Магия цвета».
- Нищева Н.- «Разноцветные сказки».
- Никитин Б. – «Развивающие игры».
- Поваляева М. – «Коррекционная педагогика».
- Поддъяков Н. – «Сенсорное воспитание в детском саду».
- Ремезова Л. – «Играем с цветом».
- Сохин Ф. – «Умственное воспитание детей дошкольного возраста».
- Швайко Г. – «Игры и игровые упражнения для развития речи».
- Шевченко М. – «Я рисую успех и здоровье».
Определила:
1. факторы реализации игры:
-установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
- включение всех видов игр в педагогический процесс;
- своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
- квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
- индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
-перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
- использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры
2.условия эффективности развития игры:
-свободное и добровольное включение детей в игру;
-дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила,
идею каждой игровой роли;
- игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;
- достаточное количество времени для игры и наличие необходимых
игрушек для осуществления детского замысла;
- при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
- осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их
интересами, настроением
3.целевые ориентиры по ФГОС
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
- …Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.
-ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами.
Для этого зарегистрировалась на сайтах:
http://nsportal.ru
http://www.maam.ru
Составила о опубликовала консультацию для воспитателей:
«РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Для практической части поставила следующие задачи:
- Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.
- Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
применения игровых технологий.
- Создание условий для психологического и физического здоровья
через игровую деятельность.
- Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
-Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.
С целью изучения и обогащения опыта детей создала дидактические пособия:
дидактический материал "Коврограф";
Многофункциональное дидактическое пособие "Веселая гусеничка" дополнение;
Дидактическая игра "Дни недели - цвета радуги"
дидактическая игра «Продукты питания»;
дидактическая игра «Космос», "Явление природы";
Дидактическое пособие «Дорожные знаки»
Разработка развивающего пособия «Домашние животные».
С целью развития игровой деятельности дошкольников применяла в игре эти пособия.
Для накопления опыта работала над созданием методических папок:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры;
дидактические игры по патриотическому воспитанию;
картотека игр по ФЭМП;
игры на сплочение детского коллектива;
классификация театрализованных игр.
Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:
Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочерёдными.
Игра, в дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.
Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры.
Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Используя игру как форму организации жизни детей, мы будем стараться добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе
Игра сама по себе универсальный стимулятор.
Главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.