Рекомендация 1. Учите детей использовать наблюдение как способ познания.
Чтобы дошкольники воспринимали наблюдение как способ познания, понимали, когда его можно использовать, на конкретном примере, объясните им структуру наблюдения (см. приложение). Покажите, как на основе вопроса, проблемы или задачи, которая возникла перед дошкольниками, можно сформулировать цель наблюдения, определить план действий и найти ответ на вопрос, решить задачу. Благодаря этому дети научатся осознанно наблюдать за объектами и ситуациями в образовательном процессе и повседневной жизни. Примеры, когда воспитатель использует естественные и специально сконструированные образовательные ситуации, представлены в электронной картотеке.
В ходе наблюдения проговаривайте, какая часть намеченной работы выполнена, поясняйте назначение отдельных действий, учите детей комментировать переход от одного этапа познавательного цикла к другому. В средней группе дошкольники уже могут при помощи взрослого сравнить поставленную задачу и полученный результат, сделать вывод о достижении цели, найти взаимосвязь с освоенной ранее информацией, размышлять, как применить сделанное ими открытие. Поддерживайте в детях эти инициативы. Это поможет со временем сделать наблюдение органичной частью процесса ухода за растениями, обитателями уголка природы, экскурсий, целевых прогулок.
Рекомендация 2. Расскажите детям, как фиксировать результаты наблюдений.
Чтобы добытое детьми в ходе наблюдения представление стало знанием, запомнилось и использовалось в ходе познания, трудовой, продуктивной деятельности, коммуникации, для решения новых задач, нужно зафиксировать результат.
Используйте для этого выразительные средства разных видов искусства, которые обогатят восприятие детей и научат их передавать свои впечатления от общения с природой. По словам В. А. Сухомлинского, должно быть организовано движение «от красоты природы – к красоте слова, музыки и живописи. Через красоту – к человечности». Ведь именно «благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе».
Один из эффективных способов фиксации результатов наблюдения – специально подготовленные карточки. Это могут быть различные изображения, схемы, которые помогут сделать итоги познавательноисследовательской деятельности наглядными, систематизировать полученную информацию. Также для этого можно использовать готовые методические пособия*. Подобный способ оформления результатов наблюдения обеспечит дошкольникам возможность вновь пережить приятные минуты общения с природой, сверстниками и взрослыми, вспомнить открытия, которые они сделали во время наблюдений.
Рекомендация 3. Учите выявлять взаимосвязи в природе, делать выводы.
Чтобы выполнить требования ФГОС ДО и сформировать у детей умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, способности выявлять взаимосвязи в природе, между природой и деятельностью человека, используйте не только традиционные для дошкольного образования распознающие наблюдения, но и другие разновидности данного метода обучения.
Распознающее наблюдение позволяет формировать у детей представления о разнообразии объектов и явлений живой и неживой природы, социальных отношениях. Для сравнительного наблюдения характерно наличие сразу двух-трех объектов или явлений, состояний одного и того же объекта в разное время, которые необходимо сравнить. Данная разновидность наблюдения позволяет детям выявить отличительные черты объектов наблюдения и их сходства, особенности роста и развития растений, животных, сезонные изменения в природе.
По мере того как дошкольники накопят знания и опыт наблюдения, учите их выявлять причинно следственные связи, взаимосвязи в природе, сопоставлять факты, по отдельным фрагментам восстановить целостную картину. На этом этапе лучше использовать дедуктивные наблюдения.
Рекомендация 4. Учите детей организовывать самонаблюдение
Еще один вид наблюдения – самонаблюдение – значимый способ самопознания, ознакомления с социальными нормами. Самонаблюдение требует определенного уровня развития рефлексии и в то же время является фактором становления рефлексивных способностей.
Детей второй младшей группы можно научить следить за своим самочувствием, осуществлять самонаблюдение в ходе двигательной деятельности и при необходимости менять ее характер. В старшем дошкольном возрасте самонаблюдение помогает ребенку оценить соответствие собственных действий знакомым правилам. Однако дошкольникам часто требуется помощь взрослого, поэтому такие наблюдения, как «Я примерный пешеход», «Я образцовый пассажир», «Я соблюдаю режим», проводите вместе с детьми, направляйте их внимание на важные детали.
Рекомендация 5. Учите детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в ходе наблюдения
В старших дошкольных группах учите детей распределять обязанности при подготовке к познавательно-исследовательской деятельности, в ходе наблюдения и фиксации его итогов, вступать в диалог, обсуждать план и условия проведения наблюдения, полученные результаты. В ходе общения с дошкольниками учите их формулировать выводы, ответы на вопросы, внимательно слушать партнеров по деятельности, договариваться и приходить к общему решению, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, использовать вежливые слова, составлять краткие рассказы. Сформированные таким образом умения станут основой для становления коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.
Пять способов, которые помогут детям зафиксировать результаты наблюдений:
-
Используйте приемы, методы и формы работы, которые соответствуют цели и содержанию наблюдения и помогут детям осмыслить увиденное, систематизировать полученные сведения.
-
Помогите детям сформулировать ответ на поставленный вопрос, охарактеризовать открытый ими факт, изученное явление, объект с учетом их возраста.
-
Предложите дошкольникам составить краткий рассказ по итогам наблюдения.
-
Предложите выполнить рисунок, составить схему, модель изучаемого объекта или явления. Это поможет детям отследить его изменения, динамику развития.
-
Используйте специальные карточки с изображением объектов наблюдений.
Рекомендация 6. Знакомьте детей с правилами проведения наблюдений
Наблюдение как способ познания не предполагает контакта наблюдателя с изучаемым объектом, его вмешательства в естественный ход событий. Однако если не знать базовых правил проведения наблюдения, правил безопасного для природы и человека поведения, можно столкнуться с проблемными ситуациями.
Познакомьте дошкольников с общими и частными правилами проведения наблюдения. Обратите внимание на формулировки правил. Они должны быть позитивными и содержать четкие указания к действию: «Собираясь организовать наблюдение, выбери место, где тебе будет удобно и ты не будешь никому мешать», «Наблюдая, не уходи с территории участка группы», «Наблюдая, не вмешивайся в жизнь растений, животных». В каждой конкретной ситуации общие правила могут иметь дополнения.
Например: «При наблюдении за птицами в период гнездования соблюдайте тишину».
Напоминайте перед началом наблюдения наиболее значимые правила младшим дошкольникам. Старшим детям предлагайте самостоятельно выделить и воспроизвести важные для данной ситуации правила. Дети средней группы также смогут выявить в ходе самонаблюдения, соответствуют ли их действия правилам.
Рекомендация 7. Стремитесь сохранить эмоциональное общение детей с природой
Даже серьезные познавательные задачи, которые ставит воспитатель в ходе наблюдения, не должны исключать живого общения детей с природой, эстетических впечатлений и положительных эмоций. Развитие эмоциональной сферы ребенка – важный фактор и условие его разностороннего развития.
Наблюдение может стать фактором развития эмоциональной сферы дошкольников, основой для овладения системой эстетических ценностей и норм экологической этики. Информация, которую дети получают в ходе наблюдения, ее «прочувствование» обеспечивает личностную значимость знаний, их осмысление, а также формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы и обществу.
Рекомендация 8. Учитывайте возрастные особенности детей
Особенности младших дошкольников определяют их готовность наблюдать за ярким, движущимся объектом, особый интерес для них представляют животные. Дети 3–4 лет могут при помощи наблюдения выявить наиболее наглядные свойства объектов.
Основные задачи наблюдения – сформировать у детей познавательный интерес, представления о том, как можно проявлять свои чувства. Дошкольники пятого года жизни могут выделить отличительные признаки объектов наблюдения, сравнить их между собой. Воспитанники средней группы способны на основе элементарной игровой или практической задачи увидеть цель наблюдения, по его итогам сделать вывод.
Организуйте с детьми старшего дошкольного возраста серии наблюдений. Они позволят сформировать представления о развитии животных и растений, особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в природе. В этот период дети начинают ориентироваться на познавательные результаты наблюдений, могут сформулировать вывод в соответствии с поставленной целью. Старшие дошкольники способны с большой долей самостоятельности определить цель, наметить элементарный план действий, провести наблюдение. При этом важно с помощью различных приемов и методов поддерживать и активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей, подводить их к самостоятельным выводам, помогать применять полученные знания.
На седьмом году жизни возникают способность и интерес к обобщению, дети учатся выявлять взаимосвязи в окружающем мире. Организуйте с ними наблюдения, которые систематизируют и обобщат их знания, позволят увидеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности.
Три ошибки, которые чаще всего допускают воспитатели:
1. Предлагают непонятные правила. Детям непонятно то, что отсутствует в их опыте. Важно, чтобы правило родилось в определенной ситуации, стало вербализацией того, что увидели или пережили дети.
2. Используют слишком много правил и требований. В такой ситуации дети начинают чувствовать себя в окружении «красных флажков»: «нельзя» и «необходимо», которые они никак не могут запомнить. У них может возникнуть страх сделать что-то не так либо нечувствительность к бесконечным запретам.
3. Формулируют неконструктивные (непозитивные) правила. Это такие правила, как «Не бегай», «Не рви цветы», которые дополняются устрашающей частью: «Ты упадешь», «Тебя будут ругать». Дети не могут оценить последствия своих действий. Такие правила не подсказывают ребенку, что и как надо делать.