^На верх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Доп. образование. Конспект квест-игры с детьми старшего дошкольного возраста в рамках Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Нам этот мир завещано беречь!»

Цель:  Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов.  Систематизация экологических знаний.

Задачи:

  1. Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма. Развивать зрительное и слуховое восприятие,  речь, творческое воображение, память, внимание, мышление, самостоятельность в разных видах деятельности.
  2. Обучать умению выделять взаимосвязь между растениями и животными водоема. Формировать умения выделять цепочку взаимосвязи растений и животных водоема.
  3. Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к богатствам природы. Побуждать детей к сопереживанию, воспитывать желание помочь другому.

 Материалы  и оборудование:

Демонстрационный:

  • пейзаж водоема,
  • загадки о растениях и животных водоема
  • картинки с изображением растений и животных
  • картинка Водяного
  • д/и: «Четвертый лишний», «Составь картинку»

Раздаточный:

  • картинки с изображением растений и животных водоема.

Предварительная работа:

Презентация «Обитатели водоема»

 Беседа «Жизнь водоема»

 Рассматривание иллюстраций с изображением различных водоемов;

Знакомство с некоторыми обитателями водоемов (животными, земноводными, птицами, насекомыми и др., а также растениями).

 Ход занятия:

Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Написано для старшей группы. Посмотрим от кого?

Открываем письмо. На экране фото ВОДЯНОГО.  Ребята, кто это? 

Дети: Водяной.

Воспитатель:  Правильно.

Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте ребята.  У меня случилась беда: злая колдунья  похитила моих друзей, без которых я не могу обойтись. Они помогали мне, с ними я быть веселился, играл. Жизнь без них так скучна.  Помогите мне, отыщите моих друзей».

Воспитатель: Ребята, что случилось с друзьями Водяного. (злая колдунья украла).

 О чем просит нас Водяной? (отыскать друзей).

Хотите помощь Водяному? (да). 

 Но как же нам помочь ему вернуть друзей?

Воспитатель читает дальше: «Чтобы спасти моих друзей нужно пройти все препятствия в сказочной стране, а что бы вам туда попасть… вот вам волшебный клубок».

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы. Тогда в путь

Друг за другом по тропинке. 
 Повернись вокруг себя.
 Раз - два, Раз - два
Оглядеться нам пора.

 2 часть.

Вынимают 1-е задание «ВЫБИРАЙ-КА»

Воспитатель:  Так, давайте посмотрим, что здесь.

Игра: «Четвертый лишний в нашем пруду».

Воспитатель:  Давайте, подумаем,  кто живет в водоеме? Кто может быть другом Водяного?

Водомерка, ежик,  божья коровка, корова

Утка, петух, попугай, снегирь.

Бобер,  белка,  хомяк,  бык

Рыба, верблюд, медведь, собака.

Пояснение воспитателя к выбору детей по дидактической игре «4 лишний».

Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали.  Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие .

Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.

Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.

Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.

Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

 Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.

Карась питается растениями и личинками насекомых

Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.

Воспитатель: Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя)

Обсуждение проблемного вопроса.

Воспитатель:   Ребята, а почему вы не выбрали , например с верблюда, или ежика? Разве они не могут быть друзьями Водяного? ( Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята. Если выбирать из этих картинок, мы будем брать тех, кто без водоема жить не может. С этим заданием мы справились, давайте поспешим дальше.

Воспитатель: Отправимся дальше. Веди, веди нас наш клубок.

Выбираем второе задание  «ОТГАДАЙ-КА»

 Давайте посмотрим, что приготовила для нас злая колдунья. Это загадки. Я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь угадать, о каком обитателе пруда я говорю.

Где же вы её найдёте?
Ну, конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»   (Лягушка)

Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.

А теперь следующая загадка:

ползает наоборот,

задом  наперёд.

Всё под водой

хватает клешнёй   (Рак).

 Раки обитают в пруду с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки. Рак активен ночью. В случае опасности он пятится назад.

По узкой дорожке,

голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

 на себе свой дом везет? (улитка).

Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, он соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.

Голубой аэропланчик

сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.

Давайте с вами представим, что мы стрекозы. И полетим к следующему заданию.

Динамическая пауза

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Последнее задание  «СОСТАВЛЯЙ-КА»

Воспитатель: Игра: « Составь картинку». Нужно разделиться на команды и только вместе мы сможем собрать картинки быстро и правильно.

Воспитатель: Здесь нам нужно составить картинки, и тогда мы узнаем друзей Водяного.

  • Жук-плавунец
  • Комар
  • Цапля

В прудах, небольших озерах встречается жук-плавунец. У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют  роль весел. Плавунец дышит атмосферным воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.

Комар это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.

Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает.  Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами,  различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.

Воспитатель: А наш клубок закончился. Это значит, что всех друзей мы спасли.  Давайте вернем друзей на место. Для этого мы с вами пройдем к нашему водоему (нарисован на доске) и заселим обитателей на свои места.

 Макет водоема с растениями, камышом  Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом  обсуждают, кого куда поселили.

А почему, … ты заселил этого обитателя сюда? А как ты думаешь,  …,  правильно  …  заселил своего жильца? Почему? (Индивидуальная работа воспитателя с детьми)

Воспитатель:  Что ж, теперь и самого водяного можно позвать.  Дорогой Водяной, мы возвращаем тебе твоих друзей.

Водяной: Спасибо, ребята.

3 часть.

Воспитатель:  Вот и мы вернули обитателей водоема на свои места. Какой красивый у нас получился водоем.  Молодцы, ребята, вы справились с заданиями, помогли Водяному найти своих друзей - обитателей водоема. А, скажите ребята, Водяной это реальный персонаж или сказочный?  Можно ли встретить его на самом деле? Почему вы так думаете?

 Обсуждение: беседа

Давайте вспомним, с какими обитателями водоема мы сегодня познакомились.

-  Кто живет на берегу? Почему? А кто в воде? А он может на берегу жить? Почему?

- Кто из них хорошо плавает? Благодаря чему?  (вызвать на диалог)

- Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

- Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

- Молодцы. Все знаете. Ребята, а как вы думайте, можно часть водоема иметь у себя дома? А как? (ответы детей)
— Правильно, конечно это аквариум. Можно купить аквариум, налить воды и поселить там рыбок. Ребята,  наше занятие заканчивается, и я хочу вам сделать подарок. Посмотрите это аквариум. Только по-моему чего-то там не хватает? Давайте каждый подумает, чего не хватает,  и на следующем занятии дорисуем то, чего там не хватает.

Космоквантум в детском саду, как цель удовлетворения познавательных интересов дошкольников в области естественных наук.

       В дошкольном возрасте дети должны получать максимум полезной и важной информации. И не только о вещах, которые можно увидеть, потрогать, почувствовать на вкус, но и также о том, что далеко и недоступно.

       Космос - обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей. При этом развивается творческое воображение, любознательность, интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Дети учатся анализировать имеющиеся факты.

       Именно поэтому, в целях удовлетворения познавательных интересов дошкольников в области естественных наук, в рамках национального проекта «Образование», включающего федеральный проект «Успех каждого ребенка», мы с детьми подготовительной к школе группы работаем над проектом «Космоквантум в детском саду или как вырастить маленького исследователя?». Данный проект направлен на раннюю профориентацию старших дошкольников, вовлечение их в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в области естественно – научной направленности.

 

     Космокантум - это инновационная среда развития, где детей «учат учиться».Этотворческаялаборатория,где концентрируетсяинтересныйматериал по космосу: литература, видео и презентации о космосе, игровые задания, карточки – сорбонки,квест-игры,картотекаопытовиэкспериментов, макеты космических кораблей, космический бокс, звездоскоп и другие пособия.

 

      Процесс работы в творческой лаборатории является очень интересным, увлекательным, познавательным и развивающим, так как в космоквантуме для детей организованы:

  • мастерская;
  • зона для игр;
  • зона для общения.

 

        Работа строиться проектно, то есть все полученные знания, дети могут апробировать (почему бывает зима-весна, лето-осень, день-ночь).

 

       Занятия в космоквантуме направлены на развитие ранней профориентации. Будущие ученые, конструкторы и программисты учатся изобретательскому мышлению и принципам решения различных задач, приобретают навыки  работы над проектами, учатся правильно ставить задачи и решать их, работать в группах.

      

      Воспитанники группы совершают уникальные космические путешествия в Космоквантуме.  Интерес к освоению космоса вызывает  интерактивный макет солнечной системы,  авторский стенд «Путешествие в  космическом пространстве».

 

 

        В рамках Космоквантума у дошкольников происходит:

  • формирование знаний       и  представлений о космосе, о космическом  пространстве;
  • формирование эмоционального, ценностное отношение к людям, работа которых  связана с освоением космоса;
  • воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к  своей планете.

 

   В заключении хочется сделать вывод о том, что кванториумы естественнонаучной направленности, безусловно, способствуют развитию познавательной активности дошкольников, формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию.

 

«Организация дополнительного образования в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка"

СП «Детский сад №31 «Сказка»» работает в инновационном режиме, где происходит

интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста в физическом развитии.

    Программы основного и дополнительного образования тесно взаимосвязаны, что дает простор для творческого, интеллектуального, нравственно-духовного, эстетического и физического развития личности, усилению мотивации детей к познанию и творчеству.   

    Так как приоритетным направлением ДОО является физическое развитие воспитанников, то целью нашей работы является создание условий, обеспечивающих повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы, сохранению и укреплению физического и психического здоровья каждого ребенка    Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, задачами нац.проекта «Образование» на основе инновационной программы ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой и программы оздоровления и формирования здорового образа жизни воспитанников  «Здоровый малыш», реализуемых на базе ДОО.

    Вопросу здоровья и физического развития дошкольников, коллектив СП отводит особое место, так как считает, что здоровье-это не только отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и эмоционального благополучия. Мы считаем важным, в период дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях по физической культуре и спортом.

Данная проблема считается актуальной.

Copyright © 2013. Персональный сайт Новиковой Светланы Анатольевны Rights Reserved.