Вы здесь: Главная Методическая копилка Опыт использования ИКТ в обучении Использование новых образовательных технологий
В своей работе педагоги нашего детского сада используют «Основную общеобразовательную программу дошкольной образовательной организации структурного подразделения «Детский сад №31 «Сказка»» ГБОУ СОШ №3 г.о.Чапаевск в соответствии с ФГОС ДО»,разработанную и принятую на педагогическом совете (протокол №1 от 26.08.2016 г)
Свой самоанализ я провела, опираясь на данную программу.
Реализация познавательной и творческой активности детей невозможна без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов, я использую следующие современные образовательные технологии:
Информационно – коммуникационные технологии.
ИКТ прочно входят в воспитательно – образовательный процесс дошкольных учреждений. Пользование компьютером осуществляет необходимую помощь в моей работе:
В нашем ДОО имеется DVD – плеер, магнитофон, телевизор, компьютер, видеокамера, фотоаппарат, музыкальный центр.
Открыты странички на сайтах: spmdou-31.ru , maam.ru, ns.portal
Мною разработаны :
- презентации НОД с использованием ИКТ : «Что?ГдеКогда?» (интеллектуальная игра), «Маша идёт в школу»(интегрированная НОД по результатам года), «Волшебная соль»(НОД проведена на Окружном методическом объединении педагогов ДО г.о. Чапаевск Самарской области «Инновационный подход к экологическому образованию для устойчивого развития дошкольников»)
-презентация «Образовательные терренкуры, как один из способов
создания единого образовательного пространства развития
ребёнка», с которой я выступила на МО по направлению
«Исследовательская деятельность дошкольников».
Внедрение ИКТ в воспитательно – образовательный процесс детского сада:
- позволяет увеличить восприятия материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
- с помощью компьютера и магнитофона можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных, природы, работу транспорта и т. д.);
- занятия с использованием мультимедийной презентации, позволяют сделать занятия эмоционально окрашенным, интересными, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности, побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
- позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний (использование презентаций).
Преимущества компьютера:
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Для своей работы я использую Интернет – сайты
Здесь размещены популярные и научные издания, учебники, статьи.
Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребёнок общаются и действуют «на равных». Делаю, упор на работу в «зоне ближайшего развития» каждого ребенка
Образовательную деятельность организую через дидактические, развивающие игры. Работа строится в соответствии с требованиями ФГОС, использую в НОД групповые и индивидуальные формы. Результатом работы считаю то, что дети участвуют в конкурсах различных уровней (Всероссийские, Международные,региональные, окружные) и имеют достаточно высокие результаты.
Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании детей, в создании эмоционально-благоприятного климата. Совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников способствует тому, что в группе создана обстановка приближенная домашней, имеются все условия для разностороннего развития детей в соответствии с их возрастом. Регулярно повышаю свой квалификационный уровень, обучаясь на курсах, принимаю участие в семинарах, знакомлюсь с публикациями периодических изданий и интернет ресурсами по дошкольному воспитанию.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
повышению качества образования;
повышению квалификации воспитателя;
применению педагогического опыта и его систематизации;
использованию компьютерных технологий воспитанниками;
сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
повышению качества обучения и воспитания.
Здоровье сберегающие технологии.
Опыт моей педагогической работы показывает, что от состояния здоровья детей зависит возможность овладения ими умениями и навыками, которые будут необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого я формирую у детей представление ЗОЖ, совершенствую физическое развитие. При решении задач целенаправленного формирования начальных представлений о ЗОЖ ребенок должен быть активным участником оздоровительного процесса. У него последовательно формируются потребность быть здоровым, стремление к ЗОЖ в условиях «здоровой среды».
В группе мною создан центр «Здоровье». В нем есть атрибуты для спортивных игр:
- мячи, скакалки, мешочки для метания, кольцеброс,
- альбомы с иллюстрациями летних и зимних видов спорта,
- нетрадиционное спортивное оборудование изготовленное с
помощью родителей: гантели; дорожки для хождения
босиком;
- настольные игры на спортивную тематику «Спортивное лото»,
«Витамины», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»,
«Хоккей».
Систематически мною в группе проводятся следующие мероприятия:
- активно использую работу по маршрутам
образовательных терренкуров на территории ДОО
- подвижные игры не только с бегом, но и с лазаньем,
метанием и бросанием. Очень полюбились детям такие
игры как «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Медведь и
пчёлы», «Горелки», «Классы» и другие. Любят дети играть
и в спортивные игры: «Футбол», «Волейбол», «Баскетбол»,
«Бадминтон».Зимой дети с удовольствием катаются на
санках и лыжах
-игры-эстафеты
- спортивные развлечения
- труд
изготовлении массажных ковриков активное участие принимают
родители),
меняться в желаемом направлении);
повышения эмоционального настроя);
напряжение, нормализует эмоциональное состояние).
Решая задачи по здоровье сбережению, я тесно сотрудничаю с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медсестрой и, обязательно, с родителями воспитанников
- листы здоровья
- консультации "Быть в движении - значит быть
здоровым!", «Здоровый образ жизни в семье»,
«Воспитание основ здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста» и др.
- стенгазеты,
- папки передвижки, освещающие вопросы
профилактики болезней «Босиком от болезней»,
«Правила здорового образа жизни» и др.
«Мама, папа, я- спортивная семья», «День здоровья»
Родители с удовольствием участвуют в физкультурных досугах, спортивных праздниках, акциях, посвящённых здоровому образу жизни.
Все оздоровительные мероприятия провожу в соответствии с требованием к СанПин.
Личностно – ориентированные технологии.
Личностно – ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей, поэтому моя задача – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Я стремлюсь установить доверительные отношения с детьми, проявляю уважение к личности каждого ребенка :
обнимаю ласково, с улыбкой; успокаиваю и подбадриваю ,
проявляю внимание к настроению ребенка, его желаниям,
достижениям, неудачам. Разговаривая с детьми, выбираю
позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь
рядом или беру его на руки;
учитывая их индивидуальные особенности (привычки,
темперамент, предпочтение к той или иной пище), достижения
ребенка не сравниваю с достижениями других детей, а лишь с
его собственными
ребенком индивидуально
взаимоотношений со сверстниками
формированию у них знаний о себе
Большую помощь в работе по данному направлению оказывают:
примирения», «зеркало настроения», шкатулочка для того, чтобы
ребёнок мог «спрятать» всё, что его расстроило, своё плохое
настроение ) помогает детям успокоиться, расслабиться.
детей, «рабочей» зоны, зоны для двигательной активности.
детьми, детьми и взрослыми.
- трудовая
- игровая (театрализованные игры, игры-драматизации,
народные игры)
- образовательная ( проводиться в игровой форме с
применением наглядного материала).
Использование личностно-ориентированных технологий позволило мне раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помочь ему проявить себя.
Игровые технологии.
Игра - основной вид деятельности ребенка. На этом принципе строится весь образовательно-воспитательный процесс. Педагог должен уметь составлять игровую технологию из отдельных игр и элементов.
Игра и игровые упражнения, которые использую, обеспечивают интерес к изучению нового материала. Они помогают сконцентрировать внимание детей на поставленной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как навязанная ребенку. С помощью игры в ходе образовательного процесса организую не только умственную, но и моторную активность детей, так как выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями. Четко понимаю, играя легче обучить.
Хочется рассмотреть применение мною игровых технологий в образовательном процессе по каждому направлению развития.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Здесь мною используются:
- «Дочки-матери» ,где детьми проживаются ситуации
«Собираем детей в садик»;
«Выходной день»;
«Большая уборка»;
«Ремонтируем табурет»;
«За обеденным столом» и т.д.
- «Встречаем гостей»
- «Магазин»
«Выбрать и купить нужный товар»;
«Получить консультацию у продавца»;
«Вернуть некачественный товар».
- «Школа»,
- «Стройка»,
- «Салон красоты»,
- «Полиция»,
- «Пожарные»,
- «Космонавты»,
- «Улица»,
- «Библиотека» и т.д.
- Игры на имитацию движений
- Игра «Пантомима» («Утренний туалет»,
«Представьте себе»)
- Разыгрывание по ролям знакомых
произведений: сказок, басен и т.д. ( «Как осёл петь
перестал» , «Теремок» и т.д.)
- Проговаривание фразы или диалога различными
интонациями
- Игры с пальчиками
Познавательное развитие. Здесь я выделяю:
- Обучающие игры,
- Проблемные игровые ситуации и игровые
технологии, направленные на закрепление
полученных знаний, развитие познавательных
способностей.
Как пример, здесь может быть предложена одна из моих игр-
многофункциональнальная игра «Волшебные круги». С этой игрой я выходила на Окружной конкурс профессионального мастерства «Лидер дошкольного образования» в номинации «Познавательное направление», где заняла 2-е место (игра приложена).
Речевое развитие.
Применение игровых технологий в работе позволяет мне повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.
Проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей моей группы. Это такие технологий, как:
моторики (пальчиковые игры, игры с прищепками :для
самомассажа кончиков пальцев, игры-соревнования, для
проведения слогового анализа слова ,составления схемы
предложения)
моторики ( в группе размещено пособие со схематичным
изображением выполнения артикуляционной гимнастики. Дети
самостоятельно могут выполнять её, опираясь на рисунки)
голоса. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и
голос. Для развития дыхания детей, мной используются самые
разнообразные игры :«Цветок распускается», «Рубим дрова»,
«Маятник» и т.д.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Очень помогают мне в работе с детьми дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство:
- «Разрезные картинки»
- «Третий лишний»
- «Продолжи узор»
- «Укрась фартук»
- «Волшебные круги»
- «Собери матрёшку» и др.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми; становление ценностей здорового образа жизни.
Здесь я использую :
Технология исследовательской деятельности.
Экспериментирование рассматриваю как идеальный метод при формировании основ естественно - научных и экологических понятий. Знания, полученные на практике, всегда более осознанные и прочные, чем те, которые можно почерпнуть из книг. В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учатся делать выводы, проводить умозаключения. При организации опытно-экспериментальной деятельности использую следующие формы работы с детьми: занятия на экологической тропе детского сада, беседы познавательного характера, дидактические и развивающие игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, эксперименты и опыты, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы и целевые прогулки.
Дети любят экспериментировать всегда, везде и со всем, используя для этого любой материал, любое время года. Мои дети не являются исключением. С целью развития первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, формирования умения обследовать предметы мною был создан центр экспериментирования «Любознайка», где дети могут удовлетворить своё любопытство, развить любознательность.
В нём сразу же появились:
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья
деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди,
винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная,
копировальная и т. д.
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука,
соль, сахар, свечи и др.
- сито, воронки
-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные
часы, лупы
Еженедельно мы занимаемся с детьми экспиреминтально –исследовательской деятельностью в рамках долгосрочного проекта «Хочу всё знать!»
Провожу эксперименты:
- с водой «Волшебная капелька», «Какая бывает вода»;
- воздухом,
- магнитом «Свойства магнита», ,
- песком «Песочные часики», «Сыпучий
песок», «Свойства мокрого песка».
- снегом,
- тестом,
- бумагой «В Царстве бумажной королевы», «Свойства
бумаги»;
-солнечным светом и т.д.
На Окружном методическом объединении педагогов ДО г.о. Чапаевск Самарской области «Инновационный подход к экологическому образованию для устойчивого развития дошкольников» мною была подготовлена и проведена НОД «Волшебная соль» (экспериментальная деятельность).
Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей появился интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Дети стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, развился творческий интерес.
Технология проектной деятельности.
Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе. Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной. Были реализованы следующие проекты: «Зелёные спасатели», «Вторая жизнь мусора», «Вторая жизнь пластика и бумаги», «Четыре времени года», «Такие разные грибы», «Наши друзья- зимующие птицы» (с презентацией продукта данного проекта мы выступили с детьми в Окружном конкурсе проектной деятельности младших школьников «Рукотворные шедевры» Искусство удивлять…)
Таким образом, я аналитически обосновала выбор новых образовательных технологий, применяемых при решении задач образовательной деятельности и представила результаты их эффективного использования. Методические материалы, с применением новых образовательных технологий разработанные мной, размещены на сайте ДОО.