Внимание бывает двух видов: произвольное и непроизвольное.
В младшем дошкольном возрасте у детей непроизвольное внимание. Ребенок может удерживать внимание 5-10 мин. Объем внимания у малышей 3-4 предмета.
Непроизвольное внимание привлекает ребенка, в первую очередь, интересом к объекту внимания. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании малышей фиксируется то, что внешне привлекательно, ярко, эмоционально. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Однако для успешного развития и обучения важно использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса для ребенка, но требует концентрации внимания. Для того чтобы менее интересные занятия не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому педагогам и родителям следует опираться на ведущую деятельность дошкольников – игру, которая вызывает у них настоящий интерес. Взрослые должны направлять и мотивировать игру, внося в нее элементы, представляющие косвенный интерес ребенка.
На этапе перехода от непроизвольного к произвольному вниманию большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Если ребенка просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.
В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Это зависит от типа нервной деятельности, от физического состоянии, условий жизни и обучения.
Перед тем как планировать работу по развитию детского внимания на занятиях, в игровой, самостоятельной деятельности взрослому (педагогу, родителю) необходимо определить с помощью метода наблюдения, на каком уровне находится умение детей сконцентрироваться.
Проводя работу с детьми, необходимо учитывать развитость у ребенка и свойств внимания:
- концентрации внимания – интенсивности сосредоточения сознания на объекте;
- устойчивости внимания – длительности сохранения внимания на одном и том же объекте;
- переключаемости внимания - скорости осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой;
-объема внимания – количества объектов, на которое ребенок может направить и сосредоточить внимание.
Для развития различных свойств внимания детей необходимо использовать разнообразные игровые упражнения и задания.
Вот некоторые из них:
«Найди игрушку по описанию»;
«Найди отличия»;
«Найди одинаковые предметы»;
«Угадай, кто», «Что не дорисовал художник. Дорисуй» и др.
Задания на развитие конструктивных навыков из элементов разных типов крепления: «Выложи дорожку для слоника, правильно совмещая детали между собой»;
Разнообразные упражнения на развитие мелкой мускулатуры рук (нанизывание деталей на шнурок по определенным условиях: по парам деталей («Найди пару», «Собери бусы для куклы»); «Чередуй бусины разного цвета»;
«На один конец шнурка нанижи овощи и фрукты зеленого цвета, на другой – все остальные»;
«Присоедини детали, чтобы получилась Змейка» и др.);
"Выложи из цветных палочек"
Важно, чтобы работа по развитию свойств внимания детей проводилась целенаправленно, систематично, последовательно, доступно с обязательным использованием наглядности и при активном участии самих детей.