Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука.
-Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий. Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.
-Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.
-Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или взрослого произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.
- Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.
- Для автоматизации звука старайтесь, использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, и не забывайте дать «установку» на правильное звукопроизношение.
Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному:
Автоматизация звука в слогах :
• открытых слогах (ША, ШО, ШУ);
• закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);
• в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).
Автоматизация звука в словах :
• в начале слова (шапка, шея);
• в конце слова (камыш, финиш);
• с средины слова (ошибка, машина);
• в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).
Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).
Автоматизация звука в стихотворениях.
Автоматизация звука в скороговорках.
Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Сыграйте с ребенком в следующие игры: «Один – много» (образование множественного числа) Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы» (ворона – вороны, галка – галки, голубь – голуби и т. д.)
«Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания) Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т. д.)
«Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов) Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т. д.)
«Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных) Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.)
«Четвертый лишний» (на классификацию) Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя. «Ворона, ласточка, сорока, голубь» и т. д.
«Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными) Взрослый спрашивает: Синица (какая) – Ребё нок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая.
Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речи;
Язык и речь представляют собой своеобразный узел, в который «сплетаются» различные линии психического развития – воображение, мышление, память, эмоции;
На практике я убедилась, что не только постановка звуков идет у детей в разной последовательности, но и их автоматизация. В связи с этим материал, игры и упражнения подбираются с учетом особенностей каждого ребенка.
Нормализация произносительной стороны речи, коррекция стертой дизартрии осуществляется на индивидуальных занятиях.
Как сделать автоматизацию звуков интересной?
Все знают, как трудно научить ребенка чему-то, что ему не интересно. Когда он слышит «волшебные» слова «давай позанимаемся», у него сразу портится настроение и находится тысячи причин отказаться от этого. Если ребенок упорно отказывается заниматься, подумайте, что Вы делаете не так.
Логопедические занятия дают нам возможность проявить творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.
Услышав фразу «давай поиграем» ребенок с радостью включится в процесс учения. Автоматизация звуков- процесс длительный и довольно скучный. Работа над звуком, от его постановки до включения в речь, - это выработка нового сложного навыка. И, как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних занятий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит Вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решении более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди». Конечно, основная цель занятий- правильное произношение- должна сохраняться на протяжении всей игры.
Вот несколько игр, которые помогут Вам сделать занятия интересными
«Загадки»
Для этой игры потребуется 5-6 картинок или игрушек, в названии которых есть заданный звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную игрушку или картинку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите и ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес ребенка к игре.
«Чего не стало?»
Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно посмотреть не картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну игрушку (картинку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их. Переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединить картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова- ворона, жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что она не живая, затем ворону- птица, потом корову - домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т. е. найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для исключения.
«Слова вокруг нас»
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложните задание и называйте слова по какой-то определенной теме. В эту игру можно играть где угодно, используя свободную минутку: по пути домой. В детский сад, на кухне, в транспорте, в очереди.
«Веселые рифмовки».
Игра учит ребенка рифмовать слова, т. е. подбирать их по звучанию. Во фразах для рифмовок должно быть как можно больше слов с нужным звуком
Лучше, если ребенок будет придумывать рифмовки сам, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться забавные короткие стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно расскажет их всем. На картинке у Кирилла Три зубастых крокодила. Кенгуру заговорила, Черепаха суп варила.
«Расскажи и покажи».
Предложите ребенку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями. Мухомор на тонкой ножке (Встаньте на одну ногу. Руки на поясе.) Вырос на лесной дорожке (Поднимите руки вверх и в стороны) Ждет прихода грибников (Поднесите руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите в даль, поворачиваясь слева направо) Кто сорвать его готов? (Жест вопроса и удивления) Знают грибники прекрасно: Мухоморы есть опасно! (Погладьте живот. Вытяните руки вперед ладонями от себя, как бы отказываясь от чего-то)
Придумывайте жесты сами, превращая все в игру.
Не забывайте основную цель ваших занятий- правильное произношение звуков и контролируйте, напоминайте, исправляйте! Стремление правильно повторить нужное движение непроизвольно переносит внимание ребенка с произносительной стороны речи на собственно движение. И если ему удается качественно сочетать правильное произношение с нужным движением, значит он готов перейти на следующий, более высокий уровень автоматизации звука.