Экотуризм – это форма и вид деятельности в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Она закладывает основы экологической культуры в кипе с другими формами и задачами по экологии. Что же это такое?
Экотуризм для взрослых - форма туризма, предполагающая посещение природных территорий, мало затронутых антропогенным воздействием.
Экотуризм базируется на трех основных принципах:
• Сохранение экосистем - бережное использование ресурсов, забота о дикой природе при организации маршрутов и стоянок;
• Уважение обычаев и традиций местных сообществ;
• Просвещение - расширение познаний экотуристов о природе, экологии и защите окружающей среды, о культуре и обычаях местных народов.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе непосредственного общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Одним из эффективных видов деятельности, направленный на экологическое воспитание дошкольников, является детский туризм. Современные тенденции в области дошкольного образования указывают на то, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной проблемы педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Близость к ДОУ разнообразных объектов природы - водоемов, полей, леса, является дополнительными здоровьесберегающими факторами и мощными средствами экологического воспитания. Поэтому, детский туризм является одним из эффективных видов деятельности, позволяющий в полном объеме использовать все возможности природного окружения для комплексного решения задач экологического и физического воспитания детей. Следовательно, главной целью деятельности является формирование посредством экологического туризма представлений о здоровом образе жизни и экологически правильного отношения к миру природы.
Возможность использования экотуризма в воспитательном и образовательном процессе детского сада нельзя недооценивать. Экологический туризм естественным путем удовлетворяет потребности ребят в движении, общении с природой.
Задачи в использовании экотуризма в работе с дошкольниками:
• развивать адаптационные и функциональные возможности детского организма через простейший туризм;
• формировать у ребенка потребности и практику здорового образа жизни;
• расширять и обогащать личный опыт, знания дошкольников через экологически ценные контакты с объектами неживой природы, с растительным и животным миром родного края в естественной обстановке;
• развивать и формировать познавательный интерес к природе родного края, познавательной деятельности и познавательных потребностей;
• развивать и формировать экологически ориентированные виды детской познавательной и трудовой деятельности (природоведческий и природоохранный труд, наблюдение, экспериментирование, моделирование, игра и т. д.);
• развивать эмоциональную сферу ребенка на основе общения с природой;
• развивать эмоционально-эстетические чувства, умение видеть, понимать и чувствовать красоту родной природы, её уникальность и неповторимость, тем самым воспитывать бережное отношение к природе.
В детском саду экотуризм подразделяется на два вида - это прогулки-походы за территорию сада и на территории детского сада, с различными способами передвижения на местности (пешие, комбинированные, лыжные и др).
Для прогулок-походов тщательно подбирается объект или местность, продумывается безопасность воспитанников. В туристических походах родители детей, являются нашими партнерами и помощниками. Они принимают активное участие в предварительной и последующей туристической деятельности.
Походы за территорию детского сада вызывают у дошкольников спектр положительных эмоций и массу впечатлений.
Походы за территорию детского сада условно подразделяются на:
• Спортивно-тренировочные, предполагающие прохождение достаточно длительного маршрута с преодолением препятствий разной для детей сложности с включением спортивных игр.
• Экологические прогулки - экскурсии направлены на изучение особенностей природы родного края, на развитие познавательного интереса к объектам природы и овладение практическими навыками.
• Прогулки-пленэр, цели, которых направлены на решение преимущественно задач художественно-эстетического воспитания. Здесь дошкольники любуются красотой природы, учатся видеть прекрасное.
• Сюжетные прогулки, включающие в себя элементы тематических развлечений, сюрпризных моментов, увлекательных игр.
Как и где можно заниматься экотуризмом на территории детского сада? Экологическая тропа может оказаться таким местом, с обустроенными прогулочно-познавательными маршрутами.
Экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественные или специально созданные. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для разного вида экологических занятий на свежем воздухе, в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку, одни и те же объекты целесообразно посещать в разные сезоны года. В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.
В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, дидактические игры, рассматривание, чтение художественной литературы, заучивание стихов и др.
В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Ставятся задачи - показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать элементарный уход за растениями, упражнять в правилах поведения в природе. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов. С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года, заучивать пословицы и народные приметы, знакомить с лекарственными растениями. На занятиях дети учатся делать поделки из природного материала.
В старших группах экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников. Дети становятся настоящими знатоками экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов, рисовать плакаты о правилах поведения в природе, готовить литературно-музыкальные композиции. Таким образом, на экологической тропе в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии.
Можно предложить следующие формы работы на экологической тропинке:
• экологические беседы;
• экологические экскурсии;
• экологические конкурсы;
• КВН, викторины;
• экологические акции;
• трудовой десант;
• зелёный патруль;
• лаборатория юного эколога;
• ведение календарей природы и погоды;
• коллекционирование;
• экологические выставки и экспозиции;
• экологические праздники;
• экологические игры (дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
• экологические сказки;
• инсценировки, театрализация и т. д.
Данные формы работы с детьми закладывают правильные основы взаимодействия с природой, когда при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, желание узнавать больше об окружающем их мире, появляется уверенность в своих силах и доброжелательном отношении окружающего мира к ним.
Следовательно, такой вид деятельности, в дошкольных учреждениях, как экологический туризм является мощным средством экологического воспитания детей. У дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни и экологически правильное отношение к миру природы, накапливается личный опыт природосбережения, пополняется багаж знаний, и развиваются навыки.