Методические рекомендации для воспитателей «Знакомим детей средней группы с предметным миром»
Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое внимание.
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с названиями различных материалов, из которых сделаны предметы, с их качествами и свойствами: дерево, металл, ткань и т. д.
С этой целю проводят специальные занятия, для которых необходимо правильно подобрать наглядный материал. Знакомясь с различными материалами. Ребенок должен иметь возможность выделить их свойства. Поэтому у каждого ребенка должен быть материал для обследования. Нельзя ограничиваться только демонстрацией свойств и качеств.
Другой важной задачей является обучение детей умению выделять существенные и несущественные признаки предметов, а также группировать и классифицировать предметы по общим признакам. Поэтому продолжается работа по знакомству детей с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией. Это такие обобщающие понятия, как «посуда», «транспорт», классификации посуды –кухонная, столовая, чайная. У детей воспитывается умение объединять предметы в группы, ориентируясь на их назначение. При этом используются соответствующие обобщающие слова. Главное не в том, чтобы ребенок запомнил предметы, попадающие под то или иное обобщающее понятие, а в том, чтобы он научился выделять общие для отдельных предметов признаки.
Для знакомства с предметами воспитатель может использовать загадки. К сожалению, дети, как правило не умеют их отгадывать. Поэтому в средней группе желательно провести занятие по выработке умения отгадывать загадки, где воспитатель учит детей выделять те признаки предмета, которые описаны в загадке.
Для закрепления знаний о названии материалов, из которых сделаны предметы, об обобщающих понятиях широко используются дидактические игры.
Знакомя детей с предметным миром, воспитатель объясняет им, что человек внимательно изучает различные свойства материалов и использует их при изготовлении предметов. Он придумывает предметы, которые ему необходимы, затрачивает на их изготовление много труда, и поэтому ко всему нужно относиться бережно. Воспитатель учит этому детей : напоминает, что накрывая на стол, нужно аккуратно обращаться с посудой, потому что она может разбираться; рассматривая книгу, аккуратно переворачивать страницы, так как бумага – материал непрочный и книга может порваться и т. д.
Таким образом при систематической работе к концу года у детей складывается целостное представление об окружающем мире.
Материал взят из книги «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Алешина Н. В. 2004 год.