Экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. У дошкольников недостаточно сформированы умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Взаимодействие детского сада и социальных партнеров недостаточно эффективно. Недостаточно применяются современные инновационные технологии в образовательном процессе
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания (беседы, наблюдения, чтение литературы) применяются и инновационные формы и методы.
Приведём примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.
Игровые технологии.
Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Содержанию сюжетно – ролевых игр воспитатель придает экологический характер: «В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом», «Путешествие по горам», «К бабушке на грядку» и т. д. Игры – ребусы, игры – опыты, игры – исследования, игры – медитации («Я – цветок ромашка», «Я – осенний дождь», «Я – маленький лягушонок», «Я – фермер») дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и ее изменениях; пробуждают. пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней. Формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.
Проектные методы.
Кейс-технологии
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Идеи технологии:
- предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т. д. - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации
Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.
При знакомстве детей с природой, используют разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Используют следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
1. звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;
2. экранные материалы – это слайды, т. е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
3. мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
4. медиа занятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном;
Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)
Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения. : «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.
Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения, праздники, экологического характера
Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп», также помогает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.
Природоохранные акции
В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей. «Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей…», «Я – сломанное дерево…», «Я - птенчик, выпавший из гнезда …», «Я- засохшее комнатное растение».
Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
Мнемотехника
Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян и т. д. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служить мнемотаблица: «Путешествие капельки», «Почему пришла весна», «Кому необходима вода», «Кому нужен лес» и т. д.
Ошибана
Большинству из нас хорошо известно слово «икебана» древнее искусство составления букетов из срезанных и засушенных растений. А что же такое ошибана?
«Ошибана» предусматривает работу с разным природным материалом: семена, шишки, оболочки, скорлупа, камешки, ракушки, но основной акцент сделан на прессованную флористику. Отличительной особенностью является: разнообразие, простата, доступность, материала, общение ребенка с природой. Занятие флористикой расширяют кругозор детей, воспитывают экзотический вкус, делает их более чуткими и терпимыми, учат понимать природу. А техника ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги. Даже еще процесс ничего не нужно вырезать, остается лишь художественно наклеить на картоне сами листочки и цветочки, чтобы получилась красивая картинка.
Бионика
Бионика – (от греч. bi n – элемент жизни, буквально – живущий, наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов.
Основу бионики составляют исследования по моделированию различных биологических организмов. Суть этого направления состоит в том, чтобы заимствовать у природы ценные идеи и реализовывать их в виде оригинальных конструкторских и дизайнерских решений, а также новых информационных технологий.
Бионика играет большую роль в жизни человека. В каждом творении Природы мы видим высочайшую степень целесообразности, надежности, прочности, экономичности, и в то же время разнообразие форм и конструкций природных творений бесконечно.
Этот синтез биологии и человеческого разума открывает для нас мир растений и животных как неиссякаемый источник новых идей для различных форм моделирования.
Применение инновационных технологий в области экологического образования дошкольников позволяет педагогам строить процесс экологического образования в соответствии с современными требованиями и вместе с тем без излишней нагрузки для дошкольников. Использование инновационных технологий в МДОУ в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.