Карточка №1.
«В мире природы»
Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её). Игра проводится в природе.
Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используются несколько скакалок разного цвета). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом со скакалкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа: Посчитай, сколько жёлтых (или красных) цветочков ты встретил на своём пути. Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т. д. Попросить детей представить себя животными или птицами. Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даё т задания типа: Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, куда оно ползет, о чём бы оно подумало, если это божья коровка, то дать задание посчитать сколько пятнышек у нее на крылышках. Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.
Карточка №2 «ЗВУКИ ПРИРОДЫ»
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).
Воспитатель даё т задание:
«Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».
Воспитатель задаё т детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой – человек, какой звук был самый громкий (тихий?
Издавали ли листочки, ветер какой-либо звук?
В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).
Карточка №3. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛОДЫ»
Цель: показать детям разнообразность и разноцветность всего живого.
Воспитатель вносит в группу разные семена, картинки и муляжи овощей и фруктов и задаё т детям вопросы типа: отгадайте какие семена, от какого плода или овоща, показать
Какие плоды или овощи похожи и чем (это может быть форма или цвет и т. д.) Какой самый красивый (некрасивый, какой самый тёмный (светлый?
Почему этот плод полезен (вреден?
Провести с детьми игру собери овощи в одну корзину, а фрукты в другую. кто быстрее ответит из детей на вопрос где растет тот или иной фрукт или овощ (в земле, на грядке или дереве)
Что случилось бы, если бы все плоды исчезли?
В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку.
Карточка. №4 «ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ».
Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.
Дети становятся в круг, воспитатель с помощью считалки выбирает водящего, остальные дети становятся фруктами или овощами (но водящий об этом не знает, как только воспитатель произнесет слова «РАЗ, ДВА, ТРИ- фрукт или овощ назови» дети с помощью жестов, туловища, рук ног изображают разные овощи или фрукты, водящий должен догадаться что это за фрукт или овощ. Как только он угадывает, то этот ребенок становиться водящим.
Почему ты выбрал именно этот овощ? Покажи толстый он или худой?
Карточка №5. «Зайцы и Лисы»
Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.
Дети должны разделиться на две команды: «Зайцы» и «Лисы». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:
«Зайцы» любят правду, «Лис». «Зайцы» убегают в свои дома и наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
Зайцы любят есть кору деревьев
у березы весной бывают сережки
летом идет сильный снег
дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.
Карточка №6 «Угадай свой листок»
Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.
Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна или березы). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на поднос. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.
Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:
Почему ты считаешь, что это твой лист?
Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?
В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов, кару разных деревьев и т. д.)
Карточка №8 «Осеняя Картина» ЛИЗА
Цель: расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
Воспитателю необходимо приготовить для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко). В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать. Воспитатель даё т задание:
Составь портрет осени и назови его.
Сделай картину сегодняшнего дня.
Карточка №9.«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Для этой игры необходим мешок из непрозрачной ткани. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
Первый вариант: «Угадай что в мешке».
Ребёнок должен на ощупь угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
Второй вариант: «Спроси и угадай».
Ребёнок должен просунуть руки в мешок и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
Это гладкое или нет?
Какой оно формы?
Сколько у этого предмета углов?
Карточка №10. «4 ВРЕМЕНИ ГОДА»
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель изготавливает макет дерева по временам года и добавляет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ягоды.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.