Советы родителям
Как предупредить детские страхи
- 1. Детей никогда не следует пугать ради послушания, ничем и никем. Пугать чем-либо - значит пугать смертью. В урочный час по мере его развития ребенку указывают на реальные опасности, но никогда не запугивают мнимыми, придуманными коллизиями.
- 2. Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за испытываемый им страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит его психику и он будет чувствовать себя одиноким. Стремясь избавиться от страха, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д.
- 3. Ребенка никогда не следует оставлять одного в не знакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для него. Ребенок должен оказаться в неизвестной еще ему ситуации только рядом со взрослым. В противном случае появление страхов неизбежно.
- 4. Взрослые должны обеспечить полноценность ответов на вопросы ребенка, а с этим - и полноценная ориентированность ребенка в окружающем его мире. Чем больше ребенок знает, особенно в том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше страхов (с учетом возраста).
- 5. Воспитание оптимизма, воспитание уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту об опасностях и угрозах, но относящегося к этому оптимистично.
- 6. Ребенка следует уберегать от непосильных для него переживаний - неблагоприятного финала болезней близких людей, тяжелых происшествий (например, транспортных катастроф), присутствия при смерти и на похоронах. Об этом не следует говорить при ребенке.
- 7. Перед сном не читать страшных сказок, не смотреть телевизор, важно создать в спальне ребенка теплую и внушающую уверенность обстановку, если он хочет, можно оставлять включенным ночник. Заверьте также ребенка, что вы рядом и придете, если он испугается, следует параллельно разуверить ребенка и в воображаемых страхах. Однако проводите ритуальную проверку под кроватью и в шкафу каждый вечер, если это успокаивает ребенка.
- 8. Просмотр телевизионных передач должно быть доступно детскому пониманию. Рядом должен находиться взрослый, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, при появлении нового, неизвестного ему объекта и обязательно дать объяснение, учитывая возраст ребенка.
- 9. Многим родителям необходимо изменить отношение к ребенку: дать ему больше свободы, приучать решать самому собственные проблемы, не терроризировать ребенка своей мнительностью, не напоминать об одном и том же (например, “мой руки, а то заразишься”, “не ходи туда, а то будет...”).
- 10. Относится к страхам ребенка надо без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх не выражен, проявляется временами, то лучше всего отвлечь ребенка, загрузить интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоциональные игры и т. д.
- 11.
- а) Если страх имеет место, то можно с ребенком порисовать, при этом кто-нибудь из взрослых должен быть рядом, и приходить на помощь, когда ребенок в трудной ситуации. Надо показать ребенку другую сторону проблемы, переформировать пугающую ситуацию. Поставить объект страха к ребенку беспомощным, а ребенок должен выступить как защитник.
б) Ребенку можно предложить порвать (сжечь) рисунок со страхом.