Консультация для родителей
«Страхи детей в старшем дошкольном возрасте»
На протяжении всего раннего и дошкольного возраста дети сталкиваются с различными страхами. Психологи и психиатры считают, что основной причиной распространения страхов у детей является неправильное воспитание родителей, их трудности во взаимоотношениях с ребенком. Для каждого возрастного периода характерны различные страхи, например дети раннего возраста, могут бояться громких звуков или разлуки с родителями, дети среднего дошкольного возраста чаще всего испытывают страх темноты, одиночества и замкнутого пространства.
Тема детских страхов до сих пор остается актуальной. Страхи современных детей не изучены в достаточной мере и поддаются изменениям, по сей день. Многочисленные исследования показывают, что страх в детском возрасте – часто наблюдаемое явление. Детские страхи относятся к самым сильным переживаниям детства. Они могут влиять на важные жизненные аспекты ребенка, такие как взаимоотношения, с родителями и другими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками.
Страх в детском возрасте зачастую выступает в роли, как такого спасателя детей. Такие страхи не дают причинить себе боль или какие-то физические повреждения. Страхи, которые служат для безопасности детей – это рациональные страхи. К иррациональным страхам, которых больше, относят выдуманные страхи, которые не несут в себе никакой опасности.
Причинами детских страхов в дошкольном возрасте становятся:
- • конкретные случаи, произошедшие с ребенком, например, укусила собака, захлебнулся водой;
- • внушенные страхи, родителями или близкими людьми, они могут нести в себе цель защиты, но ребенок может проецировать их в страх;
- • фантазия ребенка, сам ребенок зачастую может выдумать предмет своего страха;
- • внутрисемейные конфликты, ребенок может предположить свою в них вину;
- • взаимоотношения со сверстниками, тут может включаться страхбыть отвергнутым или страх унижения.
По мнению А. И. Захарова, все причины страхаможно разделить на четыре категории:
1) интенсивность;
2) новизна воздействующего стимула;
3) эволюционно выработанные сигналы опасности;
4) причины, возникающие в социальном воздействии.
Д. В. Винникотт, английский детский психиатр, рассматривал страх как форму привязанности, как форму, транслирующую аффективных расстройств родителя. Ребенок в страхе может транслировать не переживший аффект родителя.
Детские страхи имеют определенные особенности проявления. Эти проявления включают в себя силу, причины и длительность. На основании этих факторов выделяют следующую классификацию.
- Сверхценные страхивызванные фантазией ребенка.
- Навязчивые страхи, связанные с определенной жизненной ситуацией.
- Бредовые (необъяснимые)страхи, связанные с психологическим отклонением.
Старший дошкольный возраст является самым эмоционально напряженным отношению к страхам. Этот возраста, включая в себя все страхи предыдущих возрастов, приобретает и новые характерные для старшего дошкольного возраста.
Возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста являются:
- изменения, происходящие в высшей нервной деятельности, совершенствуются основные нервные процессы – возбуждения и торможения;
- формируются социальные представления морального плана;
- расширяются интеллектуальные возможности детей;
- расширяется кругозор детей;
- активно формируется образное мышление;
- формируются межличностные отношения со сверстниками.
Центральное место занимает страх смерти и увеличивается страх смерти родителей, так как в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он начинает понимать, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают.
С. Энтони одной из первых изучала детское понимание и отношение к страху смерти. В 1937-1939 годах Энтони провела исследование, среди детей различного возраста реагируют насмерть. Что все зависит от развития умственных способностей и опыта ребенка столкновения со смертью в своем окружении. Начало становления понимания смерти она относит к концу оральной фазы, возрасту двух лет.
А. И. Захаров в своих исследованиях выделяет, у детей старшего дошкольного возраста осознание страха смерти является постепенным завершением периода наивности детей.
Исследование, проводимое Н. Н. Авдеевой и Ю. А. Кочетовой, выявило высокий показатель у страха смерти через - сказочных персонажей, страха психологического одиночества, страха нападения и страха войны, что непосредственно связанно со страхом смерти.
В исследование Е. Г. Шевыревой так же подтвердился высокий уровень страха смерти у детей старшего дошкольного возраста. Это говорит о том, что дети боятся отдаляться от своих родителей, потерять их и остаться в одиночестве; а страх собственной смерти говорит о том, что ребенок боится покинуть этот мир, покинуть своих родителей и близких.
Проявление страха детьми носят в основном индивидуальный характер. Каждый ребенок проявляет по своему, те эмоциональные переживания, которые он испытывает в моменты страха. К особенностям проявления страхов старших дошкольников можно отнести уменьшается взаимосвязь между страхами, но каждый несет больше эмоциональной нагрузки.
Также для детей старшего дошкольного возраста характерным становится сочувствующее поведение, которое может перерасти в страх за близких людей. Дети всячески пытаются обезопасить своих родных, проявляя заботу и сопереживание по отношению к ним.
Анализ теоретической литературы показал что, если сравнивать страхи в старшем дошкольном возрасте между мальчиками и девочками, то мы можем увидеть, у мальчиков уровень страха значительно ниже, чем у девочек. Такое расхождение можно отнести к тому, что у девочек старшего дошкольного возраста с развивающейся структурой личности в эмоциональной сфере.
Во многом страхи детей старшего дошкольного возраста зависят от отношений, складываемых в семье, со взрослыми. Для правильного развития психологического и эмоционального состояния ребенка важно своевременная помощь и поддержка родителей и педагогов в выявление детских страхов.
В своей практике я использую арт- терапию, метод анатомирования и манипулирования страхами.
Устранение страхов с помощью арт-терапии, Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. [3]. Отождествляя себя положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: защищает близких, побеждает врагов и т.д. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.
В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в воображении. Чем менее строги родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще.
Метод анатомирования и манипулирования страхами.
Метод анатомирования страхов - один из наиболее старых методов, успешно использующийся в комплексной терапии детских страхов. Те опасные и страшные качества, которые ребенок приписывает персонажу, предмету или явлению, пугающему его, зачастую появляются в его воображении только оттого, что ребенок не понимает этого явления. Эти проблемы в сознании ребенка и порождают страх. Метод анатомирования страха направлен на то, чтобы ребенок осознал и принял ситуацию, которая вызывает у него страх. Кроме того, имеет место и десенсибилизация страхов — это привыкание ребенка к своему страху путем узнавания и понимания того, что именно представляет собой объект страха.
Метод десенсибилизации можно применять и в том случае, когда ребенок боится темноты. Теоретические уверения взрослых о том, что темная комната — это то же самое, что и освещенная комната, что в темноте нет ничего пугающего, как правило, воспринимаются ребенком с настороженностью и недоверием. В данном случае ребенку необходим личный опыт познания, ему необходимо, преодолев себя, остаться на некоторое время в темноте и понять, что темнота не грозит опасностью. Достаточно существенным фактором становится уже то, что ребенок хотя бы однажды сумел противостоять своему страху. Привыкание должно происходить постепенно, тогда мысль о том, что темнота не таит в себе опасностей, надежнее закрепится в сознании ребенка, подкрепленная собственным, неоднократно повторяющимся опытом. Манипулирование предметом страха также в ряде случаев дает хорошие результаты в борьбе с детскими страхами.
Список использованной литературы
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.
- Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб, 2000. – 224 с.
- Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2002
- Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
- Лазарус А. «Мысленным взором: образы как средство психотерапии» - М.: 2000.
- Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
- Панченко С.А. Мне страшно…Я боюсь // Школьный психолог.- 2002.- №14.- с.8-9.
- Степанова В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.46-60.
- Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.
- Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю. Лукоянова. - М.: Знание, 1981.