Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:
Физиологические:
Ребенок до 8 лет ещё плохо распознает источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребенка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и с права остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1с. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды. Ребенок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на этого нужно лишь четверть секунды.
Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
Психологические:
У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребенок убежден, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как игрушечные).
Разделение игровых и реальных условий происходит у ребенка уже в школе постепенно.
Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведет его поступок доля других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.
Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идет о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закрепленное многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания о ППД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребенку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребенка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребенка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Первая младшая группа.
Содержание работы:
Знакомить с видами транспорта (автобус, трамвай, грузовик, поезд, легковая машина); учить называть и различать составные части транспорта (руль, колеса, кабина, кузов, двери, окна, вагоны). Дать детям представления о том, для чего нужна грузовая машина («На ней перевозят песок картошку, дрова, капусту») и легковая машина («На ней ездят люди»), что поезд ездит по железной дороге (по рельсам). Знакомить с профессиями людей, управляющих транспортом (машинист, шофер). Дать детям представления о том, что узкая дорожка для людей, широкая дорожка – дорога для транспорта. Знакомить с цветами: красным и зеленым, со светофором. Детям при этом можно пояснить, что красный и зеленый цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зеленый разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный-зеленый» пояснять детям, что если показываем красный кружок – надо стоять, а если зеленый – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зеленый сигнал светофора.
Формы работы: Рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций). Чтение худ.литературы: А.Барто «Грузовик». Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – водители», Мы едем на автобусе», «Путешествие на поезде». Просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за игрой детей старших групп на транспортной площадке.
Проведение подвижных игр: «Машины едут», «Бегите ко мне», «Поезд», «Воробушки и автомобили».
Дидактические игры:
«Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор», «Найди свой цвет» (Закреплять умения находить предметы зеленого и красного цвета), «Найди и собери» (На знание частей машины», «Угадай на чем повезешь», «Найди машину, которую назову», «Правильно-неправильно», «Разрешено – запрещено».
Развивающая среда:
Набор транспортных средств. Иллюстрации с изображением транспортных средств, картинки с изображением частей машины. Кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора.
Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.).
Во второй младшей группепродолжать знакомить детей с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями, маршрутными такси). Закреплять знания детей о том, какой транспорт ездит по дороге, а какой по рельсам, чем отличаются грузовые и легковые машины.
Дети второй младшей группы уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребенка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.
Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, постепенно знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте, должно стать привычкой.
В этой группе нужно знакомить детей со значением светофора, со всеми цветами: КРАСНЫМ, ЖЕЛТЫМ И ЗЕЛЕНЫМ, с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Осторожно: дети». Необходимо объяснить, чем различается проезжая часть дороги и тротуар. Знакомить с правилами поведения на улице.
Формы работы: Рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций). Чтение худ. литературы: А.Барто «Грузовик», В.И. Мирясов «Легковой автомобиль», «Грузовой автомобиль», «Автобус», «Троллейбус» и др., С.Михалков «Если цвет зажегся красный», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит». С.Маршак «Светофор», Б. Заходер «Шофер» и др. Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – водители», «Мы едем на автобусе», «Путешествие на поезде». Просмотр кукольного спектакля. Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за игрой детей старших групп на транспортной площадке.
Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили».
Дидактические игры: «Собери машину», «Светофор», «На чем едут пассажиры», «Найди такую же картинку» (на знание транспорта), «Угадай на чем повезешь», «Правильно – неправильно», «Разрешено – неразрешено» и др.
Развивающая среда:
Простейший макет улицы (желательно крупный): тротуар, проезжая часть, светофор.
Картинки с рамными видами транспорта, с изображениями частей машины, с изображением опасных ситуаций на дороге (мяч на дороге, катание детей с горки на санках около дороги и т.д.).
Трехцветный светофор.
Атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм (руль, маски, шапочки и т.д.).
Средняя группа:
Содержание работы:
В средней группе необходимо закреплять знания об общественном транспорте, знакомить со специализированным транспортом: пожарной машиной, милицейской машиной, скорой помощью.
Знакомить с дорожными знаками: пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход, подземный переход, двустороннее движение, дети. Правилами поведения в общественном транспорте. Знакомить, какие правила безопасного поведения нужно соблюдать на дороге. Ориентировать в том, что движение машин может быть односторонним и двухсторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знакомить детей с «островком безопасности», с его назначением. Познакомить с перекрестком.
Продолжать знакомить с назначением светофора и всех его сигналов.
Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.
Во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребенок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернуть голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
Формы работы:
Рассказы воспитателя о видах транспорта, о правилах безопасного перехода улиц (с использованием иллюстраций). Чтение худ. литературы: произведений С.Михалкова, Н.Носов «Автомобиль», Дорохов «Заборчик вдоль тротуара», С.Усачев «Домик у перехода», «Дорожная песня», В.Головко «Правила движения», В.И. Мирясов (стихи про транспорт).
Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Я – шофер», «Пешеходы и водители», «Перекресток» и др. Просмотр кукольного спектакля. Проведение спортивного праздника «Зеленый огонек». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами. Игры с макетами микрорайона, на транспортной площадке.
Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили».
Дидактические игры:
«Найди свой цвет», «Собери светофор», «Можно – нельзя, правильно – неправильно», «Правила поведения», «Путешествие на машинах», «Дорожные знаки», «Знай и выполняй правила поведения» и др.
Развивающая среда:
Макет транспортного светофора (плоскостной).
Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
На макет улицы необходимо нанести пешеходный переход, островок безопасности.
Крупные и мелкие дорожные знаки.
Картинки на классификацию видов транспорта.
Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения».
Фланелеграф:дорожные знаки, машины.
Старшая группа:
Содержание работы:
Детей старшей группы знакомить с информационно-указательными, предупреждающими и запрещающими дорожными знаками, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке.
Изучать работу регулировщика. Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Учить свободно ориентироваться на дороге.
Формы работы: Рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц. Чтение худ. литературы: Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт», А.Дорохов «Зеленый, желтый, зеленый», А.Усачев «Дорожная песенка», Я.Пушунов (про транспорт), С.Михалков «Скверная история». В.Кожевников «Светофор» и др.
Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «На Перекрестке», «Я шофер», «Пешеходы и водители» и др. Обыгрывание ситуаций на транспортной площадке. Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за работой регулировщика – экскурсия на перекресток. Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили». Развлечения по правилам дорожного движения.
Дидактические игры:
«О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятан знак?». «Перекресток», «Наша улица», «Умные знаки», «Какие бывают машины», «О чем говорит…», «Дорожные знаки для пешеходов», «Красный, желтый, зеленый» и др.
Развивающая среда:
Макет перекрестка. Желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети смогут сами моделировать улицу.
Набор дорожных знаков, в который обязательно должны входить такие дорожные знаки, как информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
Кроме того, если в старшей группе знакомят с работой регулировщика, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ГИБДД, фуражка, шапочки-машины или жилеты-машины.
Подготовительная группа:
Содержание работы:
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о правилах дорожного движения уже систематизируются.
Детей подготовительной группы знакомить с особенностями труда водителей различного вида транспорта и правилами поведения водителей на дороге; о том, что есть на дороге «островок безопасности», с его назначением; с особенностями движения транспорта на перекресте, с работой регулировщика; знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знакомить со всеми дорожными знаками: информационно-указательными, запрещающими, предупреждающими и предписывающими, со знаками сервиса. Дать знания о назначении поста ГИБДД на дороге, о работниках ГИБДД. Учить использовать свои знания по правилам дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке, на макетах микрорайонов.
Формы работы: Рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц. Чтение худ. литературы: -//-, Кожевников «Светофор», И.М.Серяков «Дорожная грамота», «Законы улиц и дорог», Я.Пишумов «Это улица моя» и др.
Рассматривание картин «Улицы города», «Кем быть?». Сюжетно-ролевые игры: «На Перекрестке», «Автобус», «Пешеходы и водители» и др. Обыгрывание ситуаций на транспортной площадке. Игры-моделированиятс макетом «Перекресток» и макетом «Микрорайон». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за работой регулировщика – экскурсия на перекресток. Встречи с сотрудниками ГИБДД. Литературные викторины, КВН, развлечения по ПДД. Проведение подвижных игр: «Воробушки и автомобили» и др.
Дидактические игры:
«Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица» и др.
Содержание развивающей среды более усложняется:
Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер).
Организовывается окно выдачи водительских удостоверений детям, которые сдали экзамен по ПДД.
Хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также наборы иллюстраций по различным темам, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями.
Настольно-печатные игры (игры с правилами – «ходилки», лото, домино и т.д.).
Альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо выть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).
В каждой группе – детская художественная литература по тематике дорожного движения.
Работа с родителями:
Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводить совместно с родителями.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице возможно применение различных форм взаимодействия и общения с родителями.
В одних случаях это могут быть консультации или дискуссии на родительских собраниях, индивидуальные беседы в часы, когда родители приходят за детьми, о проводимых в детском саду занятиях по ПДД. Можно знакомить родителей с материалами по ПДД через наглядную информацию в «уголке безопасности».
Уголок для родителей должен содержать:
Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.
Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения.
Рассказы детей о поведении на дороге.
Уголок может быть оформлен так:
Единый стенд (размер зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
Книжка-раскладушка (или ширмы).
Памятки и т.д.
Представленный на стендах материал можно распределить по рубликам, например «Внимание, дети!» и «Какие опасности могут быть по дороге в детский сад», «Для Вас родители» и др. Рубрики и наиболее значимая информация должны быть выделены яркими, привлекающими внимание детей красками (обычно оранжевого, красного, желтого цветов). Материалы «уголка безопасности должны быть актуальными, полезными, интересными и хорошо оформленными. Для этого целесообразно использовать фотографии, красочные иллюстрации.