Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В переводе с греческого проект - это путь исследования.
Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Типы проектов:
Исследовательско - творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого - либо творческого продукта (газеты, драматизации, детского дизайна)
Ролево - игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
Информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию о каком то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы.
Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки.
Продолжительность проекта:
1. Краткосрочный: (несколько занятий, 1 - 2 недели);
2. Средней продолжительности: (1 - 3 месяца);
3. Долгосрочный - до 1 год.
Педагогическое проектирование - это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Основная функция проектирования - наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Использование проектного метода считается наиболее эффективным так как он позволяет сочетать интересы всех участников.
Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе.
Деятельность детей организованно в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Внедряя метод проекта в образовательный процесс, определяют цель, задачи.
Перед тем, как начать работу определяют: направления работы, формы работы, методы работы.
В организации проектной деятельности выделяют следующие этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает детям выбрать и установить посильную для них задачу на определенный отрезок времени.
2. Диагностико - аналитическая деятельность по данной проблеме.
3. Разработка проекта: планирование деятельности, сбор информации, подбор материалов, оборудование, обучения навыкам новой деятельности.
4. Выполнение проекта - реализация практической части проекта.
5. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
В начале работы над проектом педагог должен изучить саму проблему, тематику проекта, соответствующую дополнительную и нормативно - правовую литературу.
Педагог должен анализировать собственный уровень и уровень родителей готовности к работе с детьми по данной проблеме.
При составлении плана работы над проектом поддерживать детскую инициативу, стараясь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваются тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
В работе над проектом соблюдаются принципы, индивидуальный подход к ребенку.
В совместную работу над проектом привлекать родителей ненавязчиво, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Работа по проектам в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
Как показала практика метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом - проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления: ориентируясь на личный опыт ребенка, мы старались создать атмосферу сотворчества.
Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.
Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.