- Все дети по природе – исследователи, но способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не разовьются. Для этого педагог должен создать им специальные условия:
- стремиться как можно чаще говорить о природе на фоне самой природы;
- учиться не столько рассказывать, сколько слушать ребенка.
- Правильные ответы сами по себе менее ценны. Важнее терпеливое выслушивание объяснений ребенка, доверие к нему, поддержка его мыслей. Поэтому педагогу необходимо:
- ограничить время наблюдений до 3–5 мин. Это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности ребенка;
- устраивать секунды молчания и тишины. Они позволяют сосредоточиться детям в поиске ответа на вопрос;
- придерживаться принципа: слово – вслед за чувственным восприятием, а не наоборот (только в этом случае у ребенка сформируется полноценное знание).
- Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает какое-то воздействие на изучаемый объект. В связи с этим педагогу нужно помнить:
- проведение с дошкольниками опыта не должно требовать каких-то особых условий;
- особое внимание следует обращать на безопасность работы детей в процессе проведения опыта;
- неудача ребенка не повод для упреков. Главное – выяснить причину провала опыта;
- опыт – это не подобие хорового пения. Нужно стараться избегать формулировок вроде: «Возьмите в правую руку то, в левую – другое. Соедините, потрясите…»;
- важно поощрять попытки детей выдвигать гипотезы, но время от времени воспитатель должен предлагать собственные.
- Арсенал средств, позволяющих закрепить полученные в процессе наблюдения знания, велик. Для этого необходимо:
- сочетать непосредственное наблюдение с использованием художественного слова. Сам ход наблюдения при этом разрываться не должен;
- использовать в работе народную мудрость: приметы, заклички, приговорки, но только те, в которых отражены доступные детям связи и явления природы;
- стремиться к рациональному сочетанию традиционных и инновационных методов.
- Занятия по ознакомлению детей с различными явлениями природы не должны проходить по единой логической схеме:
- стремитесь отвечать на запросы детей;
- следуйте за ребенком, а не «ведите» его за собой.