Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над звукопроизношением. Важны ведь и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи. Для развития интонационной выразительности речи проводите с ребенком игры с пением и стихами («Гуси-гуси» — народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи, «Теремок», «Кот и мыши»).
В дошкольном детстве ребенок усваивает разговорную форму речи, а также устную речь. К 6—7 годам его речь развита уже хорошо.
Дефекты произношения нескольких групп звуков (шипящих и свистящих, например) встречаются, но редко. Однако бывают
случаи, когда дети неправильно произносят отдельные звуки: р, л, ш, ж. Это обусловлено недостаточной подвижностью мышц артикуляционного аппарата, особенностями его строения (неправильное строение зубов, широкий, малоподвижный язык, короткая подъязычная уздечка и др., а также неправильным произношением звуков окружающими. В этих случаях, не надеясь, что неправильное произношение устранится само по себе, следует обратиться к специалисту-логопеду.
Богатейший материал дадут вам произведения так называемых малых форм фольклора: потешки, скороговорки, пословицы, поговорки.
Взрослый предлагает ребенку ответить на его вопросы, но так, чтобы голосом выделить нужное слово.
• Ты куда завтра идешь?
• Я завтра иду в кино.
• Ты когда идешь в кино?
• Я завтра иду в кино.
• Кто идет завтра в кино?
• Я завтра иду в кино.
Дети старшего дошкольного возраста могут уже не подражать интонациям взрослого — они сознательно выражают свои чувства при чтении стихотворений, самостоятельно, по-своему передают радость, печаль, удивление и спокойное повествование.
Взрослый должен ставить перед ребенком задачу, чтобы он знал, чему учится. Эта задача должна быть четкой и доступной пониманию ребенка. Например, задание «Запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво» побуждает ребенка не только запомнить текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.
Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространенные в этом возрасте. В родительном падеже множественного числа вместо нулевых окончаний (сапог, девочек, березок и т. п.) и окончаний-ей (людей, карандашей, ежей) дети нередко употребляют окончания -ев, -ов.
Как добиваться грамматической правильности речи? Особенно полезны упражнения, в которых ребенок не механически повторяет за взрослым правильную форму слова, а сам осознает ее правильность, необходимость или, напротив, неправильность той формы, которую он употреблял. Например, показывается картинка с изображением одного лисенка (медвежонка, щенка или других детенышей животных). Ребенок говорит лисенок. На следующей картинке — два лисенка (лисята, затем четыре лисенка. Про последнюю картинку можно сказать много лисят.
Путем упражнений дети усваивают, что нужно говорить лисята, медвежата, цыплята и нельзя говорить лисенки и лисенков, медвежонка и медвежонков, цыпленка и цыпленков и лишь при изменении слова щенки можно употреблять и то и другое окончание, т. е. щенков и щенят.
Такие упражнения хорошо проводить играя. Используются имена существительные, которые в родительном и винительном падежах множественного числа имеют все типы окончаний (-ов, -ев, -ей, нулевое окончание).
Взрослый называет животное, ребенок — детеныша; взрослый— множественное число названия детенышей животного и названия животного, ребенок прибавляет слово много (тем самым ставя существительное в винительном падеже). Игра проводится сначала в умеренном темпе, затем темп убыстряется.
Выглядит это так. Лев — львенок, львы — много львов, львята — много львят. Заяц — зайчонок, зайчата — много зайчат, зайцы— много зайцев. Еж— ежонок, ежи— много ежей, ежата — много ежат. Собака — щенок, собаки — много собак, щенки (щенята) —много щенков (щенят).
Так же проводятся и другие упражнения: белое облако — белые облака — белых облаков; красное яблоко — красные яблоки —красных яблок. Для сравнения детям предлагаются имена существительные мужского и женского рода: белая лента — белые ленты -— много белых лент; красный помидор — красные помидоры — много красных помидоров.
Для упражнений в правильном употреблении глаголов подберите такие слова, в которых дети чаще всего делают ошибки (хотеть; класть — положить; одеть — надеть). В употреблении глаголов одеть — надеть нередко делают ошибки и взрослые, поэтому только специальные упражнения помогут детям запомнить правильные формы.
Это легко удается при рассматривании картинок, которые изображают противоположное значение названных глаголов: «Мама одевает малыша» — «Мама раздевает малыша»; «Девочка надевает шубу» — «Девочка снимает шубу».
Важно отметить, что эти формы могут сближаться, сталкиваться в детской речи при игре (дети одевают и раздевают куклу). В обыденном речевом общении детей (и взрослых) употребление этих слов раздельно во времени, что затрудняет их разграничение. Дети собираются на прогулку. Взрослый говорит: «Надень шапку». Приходя с прогулки, ребенок слышит: «Сними шапку.» Таким образом, эти формы выступают перед ним как изолированные. Когда мы показываем ребенку картинки, мы «сталкиваем» разные формы и даем ребенку возможность их сопоставить.