Департамент общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России с 2024 г. Начал поэтапное внедрение в некоторых субъектах Российской Федерации Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации / Т.П. Авдулова, И.А. Бурлакова Е.И. Изотова, Т.В. Кротова, О.В. Никифорова, В.А. Новицкая, Г.Р. Хузеева,Р.И. Яфизова [и др].: под ред. Е.И. Изотовой, Т.В. Кротовой. – Москва, 2024- 225 с.
Программа, представляет собой документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей.
Разработка Программы осуществлялась как мера государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 мая 2022 г.).
Программа содержит методические материалы, которые позволяют сориентироваться в современных взглядах на родительство, подходах к организации процесса просвещения. Также в ней представлен значительный объем материалов, касающихся непосредственно содержания просветительской деятельности в дошкольных образовательных организациях.
На страницах программы представлена актуальная тематика по вопросам развития и образования детей младенческого, раннего дошкольного возрастов, также ответы на наиболее волнующие родителей (законных представителей) вопросы. Кроме того, в программе отражены примерные темы и формы просветительской деятельности по каждой теме.
Целью просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста является обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребенка; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей возможно через решение определенных задач:
- Психолого-педагогическое просвещение и информирование родителей о значимых изменениях в физическом и психическом развитии детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, о необходимых условиях для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
- Приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного родительства как основы благополучия семьи и развития личности ребенка.
- Раскрытие родителям важности и особенностей образовательной работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста, понимания включенности родителей в общее дело воспитания и обучения, развития их детей.
- Психолого-педагогическая помощь родителям в понимании возможных причин возникновения трудностей в развитии ребенка и путей их преодоления и профилактики, в выборе оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком.
- Информирование родителей о возможностях получения индивидуальной помощи в вопросах укрепления здоровья, обучения и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
- Выбор оптимальных средств и методов взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, основанный на выделенных проблемах семейного воспитания и взаимоотношений родителей с детьми.
ПРОСВЕЩЕНИЕ родителей рассматривается, как:
-мера государственной поддержки института семьи;
-инструмент реализации ФОП ДО;
-инструмент формирования позиции ответственного и осознанного родительства.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность — это не информирование, это — распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта для развития ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ Программы просвещения родителей (т.е. то, чем потом будет заниматься каждый детский сад):
-просвещение родителей по вопросам здоровья, воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраст;
-поддержка педагогами родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
-права родителей и меры государственной поддержки;
-краткие ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы;
-пространство родительских инициатив.
ФОРМЫ просвещения родителей:
-формы, направленные на информирование родителей (лектории, собрания и т.п.)
-формы, направленные на формирование практического опыта воспитательных действий (мастер-классы, тренинги, практикумы и др.)
-формы, которая позволяют родителей вовлечь в совместную деятельность с детьми (детско-взрослые проекты, детско-взрослые мастерские, совместные праздники, досуги и др.).
«ДОО имеют право выбора содержания, тематики, форм просвещения родителей с учетом образовательных запросов родителей, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, решаемых организацией образовательных задач, возможностей педагогического коллектива. Предложенная тематика и формы взаимодействия и педагогического просвещения родителей являются примерными и могут быть творчески преобразованы педагогами».
Сроки внедрения программы – 2024-2030 годы
НАДЕЕМСЯ, что Программа просвещения родителей, Единый портал для всех СТАНУТ реальными помощниками для каждой семьи.
О программе просвещения родителей
Программа просвещения родителей (законных представителей) дошкольного возраста, посещающих ДОО
Уважаемые родители! С 1 сентября 2025 в рамках реализации образовательной программы ДОО в раздел по взаимодействию с родителями будет включена программа просвещения родителей. Нас интересует, какие темы и формы взаимодействия для вас будут наиболее востребованы. Для этого просим вас пройти небольшой опрос. Ваши ответы на вопросы анкеты позволят нам эффективнее организовать взаимодействие с вами.
Опрос "Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников"
Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей
О Новой Единой Программе просвещения родителей детей раннего и дошкольного возраста
Презентация «Семейная атмосфера»
Презентация «Нравственное воспитание»
Чек-листы и памятки для родителей
ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» — Институт развития ребенка
Растим детей. Навигатор для современных родителей
Институт изучения детства, семьи и воспитания
https://www.ya-roditel.ru/ – Портал «Я – родитель» для ответственных родителей и всех, кто хочет ими стать (создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Портал включает многочисленные консультации от специалистов для родите лей, полезные подборки (информация о службах психологической помощи, познавательные блоги и передачи для детей, информация о семейном устройстве детей- сирот, финансовая грамотность семьи, видео-уроки).
https://nra-russia.ru/ – Национальная родительская ассоциация. Портал, созданный с целью обеспечить эффективное сотрудничество общественных и государственных структур, участие в формировании политики в интересах семей, защиту интересов семей с детьми, материнства, отцовства, профилактики социального сиротства.
https://ruroditel.ru/ – онлайн центр информационной поддержки родителей (создан Национальной родительской ассоциацией совместно с Министерством образования и науки РФ). Портал включает следующие разделы: консультации и советы родителям (в области педагогики, психологии, семейного права, информационной безопасности, помощь детям в ситуациях, угрожающим жизни и здоровью), центры и программы родительского просвещения, конкурсы для родителей.
https://растимдетей.рф/ – Навигатор для современных родителей. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей (создан в рамках реализации Национального проекта «Образование») Портал размещает актуальную информацию для родителей детей различных возрастных групп (от младенчества до подросткового возраста). Особое внимание уделяется поддержке родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (представлена информация об особенностях развития детей с ОВЗ, службах ранней помощи, особенностях организации образования детей с ОВЗ, психолого-педагогическому сопровождению ребенка и семьи).
Цифровой помощник родителя (законного представителя) – ресурс для выявления способностей и интересов ребенка с помощью цифровой диагностики.