^На верх
  
  
  
Get Adobe Flash player

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи на 2018-2019 учебный год.

Содержание:

1 Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка (Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию программы )…………………….……..3

1.2.Нормативные документы……………………………………………………………………………………………………………………………………5
 1.3.Психологические и индивидуальные особенности детей с ТНР………………………………………………………………………………..……….5

 1.4. Планируемые результаты ……………………………………………………………………………………………………………………………….…6  

  1. Содержательный раздел программы

Содержание и организации коррекционно-образовательного процесса…………………………………………………………………………………….8

2.1. Проектирование образовательного процесса……………………………………………………………………………………………………………..8

2.2. Учебный план……………………………………………………………………………………………………………………………………………….9

2.3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе…………………………………………………………………………….……..…10

2.4. Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя…………………………………………………………………….…….12

2.5. Модель организации коррекционно-образовательного процесса……………………………………………………………………………………….14

2.6. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал (старшая группа)…………………...........................15

2.7. Комплексно – тематическое планирование коррекционно – развивающей работы в старшей логопедической группе на 2018– 2019 учебный год  (Приложение №1)…………………………………………………………………………………………………………………………………………….…19

2.8. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал (Подготовительная к школе группа)…………….19

2.9. Комплексно – тематическое планирование коррекционно – развивающей работы в подготовительной    группе комбинированной направленности на 2018– 2019 учебный год  (Приложение № 2)………………………………………………………………………………………….23

2.10.   План взаимодействия с семьями воспитанников……………………………………………………………………………………………………..23

3 . Организационный раздел программы 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

 3.1. Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса в комбинированной группе ДОО………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….….26

3.2.Режим дня. Организация режимных моментов. ………………………………………………………………………………………………………….27

3.3.  Сетка непрерывной образовательной деятельности ……………………………………………………………………………..……………………..28

3.4.  Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда ………………………………………………………………………………………………….....30 

3.5. Организация развивающей  предметно-пространственной среды……………………………………………………………………………………...31

3.6.  Основная документация. …………………………………………………………………………………………………………………………….33

3.7.  Список методической литературы и дидактических пособий …………………………………………………………………………………………34

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

1.1Введение

В системе образования России в последние годы происходят существенные изменения. Они касаются содержания образования, которое в соответствии с  Законом РФ «Об образовании» обновляется и упорядочивается посредством введения государственных образовательных стандартов к образовательным программам. Актуальность обновления содержания, форм и методов коррекционно - развивающей работы в ДОО связана с развитием теории и практики образования детей с особыми образовательными потребностями.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе.  К тому же анализ реальной ситуации, создавшейся в настоящее время  в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие звука - буквенного анализа и синтеза.

Исходя из вышесказанного, понятно какая ответственность ложится на плечи учителя – логопеда. Хочется помочь каждому ребенку и его родителям, для этого  мною была создана рабочая коррекционно-развивающаяся  программа.

 

Данная рабочая программа не является статичной по своему характеру. Тема, ее продолжительность, последовательность,   может корректироваться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа рассчитана на один год обучения.

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

            Комплексность   педагогического   воздействия   направлена   на   выравнивание   речевого   и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

            Одной из основных задач рабочей программы  является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

            Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые,   интегрированные занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой учителя-логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие»,  тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития детей-дошкольников является:

ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА.

Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:

-  овладение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

-  развитие речевого творчества;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в содержательном компоненте программы.

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

В комбинированной группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ «ПРОГРАММЫ»

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

- принцип  индивидуализации,  учета  возможностей,  особенностей  развития  и потребностей каждого ребенка;

- принцип      признания      каждого      ребенка      полноправным      участником образовательного процесса;

- принцип  поддержки  детской  инициативы  и  формирования  познавательных интересов каждого ребенка;

- принципы интеграции усилий специалистов;

 - принцип  конкретности  и  доступности  учебного  материала,  соответствия требований,  методов,  приемов  и  условия  образования  индивидуальным  и  возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

1.2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с  5 до 7 лет с общим недоразвитием речи 2 -3 уровней, посещающих   старшую и подготовительную   группы комбинированной направленности  ГБОУ СОШ № 3 СП «Детский сад № 31 «Сказка»  г.о. Чапаевск

Программа разработана на  основе Примерной  адаптированной основной  образовательной  программы  дошкольного образования детей  с тяжёлыми нарушениями речи, одобренной  решением федерального учебно -         методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г.  Протокол N 6/17  и с учетом следующих нормативных документов:

  1. Конституции РФ, ст.43,72

2..« Федерального  закона об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ

  1. Приказа Министерства образования и науки российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
  2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва « Об утверждении СанПин 2.4.1 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
  3. « Конвенции о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. Принятой резолюцией 44.25 Ген. Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.
  4. Устава ГБОУ СОШ № 3 г.о. Чапаевск, Самарской области

 

 

            1.3.  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С  ТНР

 

Группы комбинированной направленности  посещают дети   пяти  и шести лет с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи 2 и 3 уровней речевого развития).

У дошкольника со вторым уровнем речевого  развития при ТНР -  активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный  запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях детей представлены простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ТНР - в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико - грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены отмечаются как нестойкие. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближено к норме.

 

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ «ПРОГРАММЫ»

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые  ориентиры  данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы.

Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет)  

             Ребенок  хорошо  владеет  устной  речью,  может  выражать  свои  мысли  и желания,    проявляет    инициативу    в    общении,    умеет    задавать    вопросы,    делать умозаключения,  знает  и  умеет  пересказывать  сказки,  рассказывать  стихи,  составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у  него  сформированы  элементарные  навыки  звуко-слогового  анализа  слов,  анализа предложений,   что   обеспечивает   формирование   предпосылок   грамотности;   у   него сформирован     грамматический     строй     речи,     он     владеет     разными     способами словообразования.

            Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире. 

            Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

            Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности. 

            Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности. 

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты. 

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя. 

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. 

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям. 

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. 

 

Промежуточные планируемые результаты старший дошкольный возраст (5 - 6 лет)

  Ребенок  контактен,  часто  становится  инициатором  общения  со  сверстниками  и взрослыми. 

            Эмоциональные  реакции  адекватны  и  устойчивы,  ребенок  эмоционально стабилен;  пассивный  словарь  ребенка  соответствует  возрастной  норме.

Ребенок  может показать  по  просьбе  взрослого  несколько  предметов  или  объектов,  относящихся  к одному  понятию. 

Показать  на  предложенных  картинках  названные  взрослым  действия.

Показать  по  картинкам  предметы  определенной  геометрической  формы,  обладающие определенными  свойствами.

Понимает  различные  формы  словоизменения. 

Понимает предложно-падежные     конструкции     с     простыми     предлогами,     уменьшительно-ласкательные  суффиксы  существительных,  дифференцирует  формы  единственного  и множественного  числа  глаголов,  глаголы  с  приставками.

Понимает  смысл  отельных предложений,   хорошо   понимает   связную   речь.

Без   ошибок   дифференцирует   как оппозиционные   звуки,   не   смешиваемые   в   произношении,   так   и   смешиваемые   в произношении.  

Уровень   развития   экспрессивного   словаря   соответствует   возрасту.

Ребенок  безошибочно  называет  по  картинкам  предложенные  предметы,  части  тела  и предметов.

Обобщает  предметы  и  объекты,  изображенные  на  картинке.

Не  допускает ошибок  при  назывании  действий,  изображенных  на  картинках.

Называет  основные  и оттеночные    цвета,    называет    форму    указанных    предметов.  

Уровень    развития грамматического  строя  речи  практически  соответствует  возрастной  норме.

Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и   множественного   числа,   имена   существительные   в   косвенных   падежах. 

Имена существительные    множественного    числа    в    родительном    падеже.

Согласовывает прилагательные  с  существительными  единственного  числа.

Без  ошибок  употребляет предложно-падежные     конструкции;     согласовывает    числительные  2     и     5     с существительными.

Образовывает  существительные  с  уменьшительно-ласкательными суффиксами   и   названия   детенышей   животных.  

Уровень   развития   связной   речи практически  соответствует  возрастной  норме.

Без  помощи  взрослого  пересказывает небольшой   текст   с   опорой   на   картинки,   по   предложенному   или   коллективно составленному  плану.

Составляет  описательный  рассказ  по  данному  или  коллективно составленному  плану. 

Составляет  рассказ  по  картине  по  данному  или  коллективно составленному  плану.

Знает  и  умеет  выразительно  рассказывать  стихи.

Не  нарушает звуконаполняемость   и   слоговую   структуру   слов. 

Объем   дыхания   достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи,  паузация  нормальные.  Ребенок  употребляет  основные  виды  интонации.

Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный  из  слов,  у  него  сформированы  навыки  фонематического  анализа  и  синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

                          

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Проектирование образовательного процесса. 

  Учебный  год  в  группе  комбинированной направленности  для  детей  с      тяжёлыми нарушениями   речи  начинается  первого  сентября,  длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май, июнь.

 

1- 15 сентября   отводится   всеми   педагогами для   углубленной педагогической    диагностики   индивидуального    развития    детей,    сбора    анамнеза, индивидуальной  работы  с  детьми,  совместной  деятельности  с  детьми  в  режимные моменты,  составления  и  обсуждения  всеми  педагогами  группы  рабочих  программ, корректировки  адаптированной образовательной программы.

В  конце  сентября  специалисты,  работающие  в  группе,  на  медико-педагогическом  совещании  при  заведующей  ДОО  обсуждают  результаты  диагностики индивидуального  развития  детей  и  на  основании  полученных  результатов  утверждают рабочие программы.

С  16 сентября   начинается  организованная  образовательная  деятельность  с детьми  во  всех  возрастных  группах. 

Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» осуществляется через регламентируемые (НОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, самостоятельная деятельность детей).

   На  работу  с  одной  подгруппой  детей в  старшей группе отводится – 20 минут,   в подготовительной к школе — 30.

 Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми и    коррекционно-развивающая работа в режимных моментах. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

 

2.2. Учебный план.

 

Группа

НОД в неделю

НОД в месяц

НОД в год

Кол-во занятий

Минуты

Кол-во занятий

Минуты

Кол-во занятий

Минуты

Старшая

4

80

16

320

132

2640

Подготовительная

4

120

16

480

132

3960

 

2.3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Как уже отмечалось выше, вся коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи, строится в тесной взаимосвязи с другими специалистами, работающими в детском саду. Поэтому каждый из специалистов ДОО, решая свои задачи, определенные образовательными программами, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья. Учитель -логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе детского сада. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

 

Модель интеграции образовательных областей в логопедической работе       

 

Образовательная
область

Задачи

Вид деятельности

Физическое
развитие

Развивать координацию,  точность действий.

- пальчиковая гимнастика
- речь с движением
- физкультминутки

Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- беседа

Развитие речи

Воспитывать активное произвольное внимание
к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать
ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать
умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой
основе развивать коммуникативную функцию речи.

- игровые ситуации
- мини инсценировки

 

Развивать интерес к  художественной литературе, навык слушания художественных произведений,
формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.
Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.

-автоматизация поставленных
звуков в стихотворных текстах, рассказах.

Познавательное
развитие

Учить воспринимать предметы, их свойства,
сравнивать предметы, подбирать группу предметов
заданному признаку.
Развивать слуховое внимание и память при
восприятии неречевых звуков. Учить различать
звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
Продолжать развивать мышление в упражнениях
на группировку классификацию предметов.
Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в
работе с разрезными картинками и пазлами.
Совершенствовать развивать конструктивный праксис
и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

-составление описательных
рассказов - автоматизация поставленных звуков в словах
- дидактические игры
- развитие слухового, зрительного восприятия
- игры с мозаикой, пазлами, с
мелкими предметами
- пальчиковая гимнастика

Художественно - эстетическое развитие

Развивать умение слышать ритмический рисунок.
Учить передавать ритмический рисунок.

- дидактические игры и

упражнения

 

Развивать графо-моторные навыки.

- штриховка,  разукрашивание

Социально -
коммуникативное
развитие

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные
дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

-настольно-печатные,

дидактические игры
- театрализованные игры

 - автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах,
спонтанной речи

 

Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых.
Прививать желание поддерживать порядок на
своём рабочем месте.

- беседа
- автоматизация поставленных
звуков в связной речи
- поручения

 

Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.

- игры с мелкими предметами
- автоматизация
- развитие связной речи (пересказ или
составление рассказов)

- беседа

 

2.4. Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

  1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  2. Формирование правильного произношения.
  3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
  4. Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены

 

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой
активности и подражательности, преодоления
речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального
благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний
и навыков по программе предшествующей возрастной
группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Изучение результатов с целью перспективного планирования работы

4.Обсуждение результатов обследования.

 

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной
памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Обучение детей процессам анализа, синтеза,
сравнения предметов по их составным частям,
признакам, действиям

7. Развитие представлений детей о времени
и пространстве, форме, величине и цвете
предметов (сенсорное воспитание детей)

8. Развитие подвижности речевого аппарата,
речевого дыхания и на этой основе работа по
коррекции звукопроизношения

8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

9. Развитие фонематического восприятия детей

9. Выполнение заданий и рекомендаций логопеда

10. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на
логопедических занятиях

11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

12. Формирование предложений разных типов в
речи детей по моделям, демонстрации действий,
вопросам, по картине и по ситуации

12. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

13. Подготовка к овладению диалогической формой общения

13. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности
детей, поручений соответствии с уровнем развития детей

14. Развитие умения объединять предложения в короткий
рассказ, составлять рассказы - описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала
занятий воспитателя для закрепления его работы

14. Формирование навыка составления короткого рассказа, пересказа.

 

 

 

2.5. Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

 

В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

исходно-

диагностический

 

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы. Заполнение речевых карт.

2 этап организационно-подготовительный

 

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

3. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

4. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Конструирование индивидуальных программ в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия  с педагогами и родителями ребёнка.

3 этап

Коррекционно -  технологический

1. Реализация задач, определённых в перспективных планах индивидуально-ориентированных коррекционных мероприяий, подгрупповых коррекционных программах.

2 Педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.

3. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.

6. Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей

отклонений в речевом развитии.

4 этап

Итогово- диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми. 

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ.

Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

 

 

2.6. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал

 

Старшая группа

Речевое развитие

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными  прилагательными  со  значением  соотнесенности  с  продуктами  питания, растениями,                  материалами;                  притяжательными                           прилагательными,                                прилагательными              с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, - ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из  начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

 ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

Сформировать  понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.

Сформировать  навыки  осознанного  чтения  слов     с  пройденными буквами.

 

2.7. Комплексно – тематическое планирование коррекционно – развивающей работы в старшей комбинированной  группе для детей с ТНР  на 2018– 2019 учебный год  (Приложение №1)

 

 

2.8. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал

Подготовительная к школе группа

Речевое развитие

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.

Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.

Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.

Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.

Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными  в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к

существительным.

Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.

Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.

Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.

Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

Развитие просодической стороны речи

Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.

Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.

Учить говорить в спокойном темпе.

Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.

Уточнить произношение звуков шипящих и сонорных звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов.

Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза

Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.

Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.

Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.

Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

 

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.

 

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕТАМ ГРАМОТЫ

Познакомить с буквами русского  алфавита и сформировать умение правильно их называть.

Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.

Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов. Закрепить знание уже известных детям правил правописания.

Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу—щу с буквой У).

Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

2.9. Комплексно – тематическое планирование коррекционно – развивающей работы в подготовительной    группе комбинированной направленности для детей с ТНР на 2018– 2019 учебный год  (Приложение № 2)

 

2.10.  На 2018-2019 учебный год учителем-логопедом составлен план взаимодействия с семьями воспитанников, в котором отражены все формы  взаимодействия

Цель: Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с  детьми с целью преодоления нарушений речи

Взаимодействие с родителями основано на принципах:

 

- информационности

- выбора

- поощрения

      Успех в воспитании и обучении детей в ДОО во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в  группах комбинированной направленности, так как родители должны   выполнять рекомендации учителя-логопеда в домашних условиях.

      Проводимые групповые родительские собрания в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность. И за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение). Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, отмечается положительная динамика и успехи и достижения детей.

          Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что, во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Поэтому в приёмных вывешиваются информационные стенды, папки-передвижки, статьи в уголках для родителей. Они подчинены определенной тематике: «Пальчиковая гимнастика»; «Учим стихи, играючи», «Я учусь рассказывать», «Фонематический слух-основа правильной речи»; «Готов ли ваш ребенок к школе», «Леворукий ребенок» и др. В работе с родителями также широко используются вспомогательные наглядные средства: тематические выставки книг; пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

         Очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей консультации. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций также определяется на весь учебный год.   

Индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий в домашних условиях.  На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.

Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми, приемами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом, и друг с другом обязательно поиграют с ребенком.  Семинары-практикумы «Такие простые игры», «Речевые игры с мячом» не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения.

Одной из самых эффективных форм работы являются   открытые занятия для родителей. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Перед занятием логопед кратко знакомит родителей с целями занятия и даёт установку, на что нужно обратить внимание. После занятия проводит его анализ, даёт рекомендации по использованию тех или иных приемов.

В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения.  Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений.  Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.

 

п\п

Виды работ

Сроки

 

1.

2.

3.

Собрания

Тема: Сотрудничество логопеда и родителей.

Тема:  «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: Итоги коррекционной работы за год.

 

октябрь

февраль

май

 

 

Открытые логопедические занятия

декабрь

май

 

Индивидуальные беседы

Вторник, четверг (в течение года)

 

 

 

 

 

Консультации:

  «Как относится к речевым ошибкам детей»

 «Вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил красиво?» 

«Развиваем речевое дыхание ребёнка дома»

  «Секреты успешной автоматизации звуков» 

«Биоэнергопластика – развитие артикуляции и речи у детей с ТНР»  «Книжки в домашней библиотеке ребёнка-дошкольника»

  «Развиваем мелкую моторику. Готовим руку к письму»  

«Когда и как учить буквы»  

«Взрослые и детские трудности обучения грамоте»

 

1 раз в  месяц  

 

 

 

Индивидуальные формы

Консультации
(по мере необходимости)

«Правильное выполнение индивидуальных заданий»
«Подготовка органов артикуляции
к постановке звуков»

Дают научные знания, умение применять
их в нужной ситуации.

Рекомендации, беседы (по мере
необходимости)

«Логопедический массаж»
«Развитие слухового восприятия»
«Книга в помощь развитию речи »

Выявляют основные трудности в
обучении ребенка, установить контакт
между родителем и педагогом.

Индивидуальные занятия
(по мере необходимости)

«Какие артикуляционные упражнения необходимо выполнять с детьми при
постановке нужного звука»
(в течение постановки звука)

Длительные наблюдения за ребенком в
новой обстановке позволяет иначе
взглянуть на своего ребенка и на сам
процесс воспитания.

Организационный раздел

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

 3.1. Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса в логопедической группе ДОО.

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

 

Непосредственно образовательная логопедическая деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

 

1.  Подгрупповая НОД

2. Индивидуальная НОД

3. Дидактические игры

4. Настольно-печатные игры

5. Компьютерные обучающие игры

6. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений

7. Речевые задания и упражнения

8. Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа

1. Пальчиковые игры и упражнения

2. Мимические, логоритмические артикуляционные дыхательные гимнастики

3. Речевые дидактические игры

4. Тренинги (действия по речевому образцу учителя-логопеда)

5 Праздники, развлечения

1. Сюжетно-ролевые игры

2. Дидактические игры

3. Настольно-печатные игры

4. Словотворчество

5. Совместная продуктивная и игровая деятельность

1. Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии

2. Речевые игры

3. Беседы

4. Чтение книг, рассматривание иллюстраций

5. Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений

6. Игры-драматизации

 

 

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

При планировании НОД учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей.

Как уже  отмечалось выше тема, ее продолжительность, последовательность,   может корректироваться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

 

                  

3.2. РЕЖИМ ДНЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Режимные моменты

Старшая группа

Подготовительная группа

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность

7.00 – 8.25

7.00 – 8.25

Подготовка детей к завтраку, завтрак

8.25 – 8.50

8.25 – 8.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.50-9.00

8.50-9.00

Организованная детская деятельность, занятия со специалистами

9.00-10.30

9.00-10.50

Второй завтрак

10.00 – 10.20

10.00 – 10.20

Подготовка к прогулке, прогулка

10.50-12.30

11.00-12.40

Возвращение  с прогулки, самостоятельная деятельность

12.30-12.40

12.40-12.50

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.10

12.50-13.15

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00-15.00

13.15-15.00

Постепенный подъём, самостоятельная деятельность

15.00-15.25

15.00-15.25

Полдник

15.25-15.40

15.25-15.40

Игры, самостоятельная и организованная  детская деятельность

15.40-16.30

15.40-16.40

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30-18.00

16.40-18.00

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

18.00-18.20

18.00-18.45

Самостоятельная деятельность, уход домой

18.45-19.00

18.45-19.00


В  соответствии  с  Программой  максимально  допустимый объем образовательной нагрузки    не    превышает    нормативы    САНПИН    от    15    мая    2013    года    №    26 (зарегистрировано   Министерством   юстиции   Российской   Федерации   29   мая   2013г, регистрационный № 28564).

 

  

 3.3. Сетка непрерывной образовательной деятельности

 

 

Дни недели

Старшая группа

Воспитатель:  Нелюбина М.М.

                                                    

Подготовительная группа

Воспитатели:  Кочеткова Н.И., Батуревич Е.Н.

Понедельник

1.НОД (познавательно-исследовательская деятельность) математика

·         9.00 – 9.20

2.НОД (двигательная деятельность) (занятие по физическому развитию) (на воздухе)

·         10.30 – 10.50

3.НОД (изобразительная деятельность) рисование

·         15.40 – 16.00

1. НОД (коммуникативная деятельность

(логопед с детьми ОНР)

·         9.00 – 9.30

2. НОД (изобразительная деятельность) рисование

·         9.40 – 10.10

3.НОД (музыкальная деятельность)/

хореография

·         10.20 -10.50

Вторник

1. НОД (познавательно-исследовательская деятельность) экология- проект. /логопед

·         9.20 – 9.40

2. НОД (музыкальная деятельность)/ хореография

·         9.50 – 10.10

3. НОД (коммуникативная деятельность)  восприятие художественной литературы и фольклора

·         15.40 – 16.00  

1. НОД (познавательно-исследовательская деятельность) экология- проект окр. мир 

·         9.00 – 9.30

2. НОД (коммуникативная деятельность)

(Обучение элементам грамоты) развитие речи с логопедом

с логопедом

·         9.40 – 10.10

3.НОД (двигательная деятельность на прогулке) (занятие по физическому развитию) спортшкола

·         10.30 – 11.00

Среда

1.НОД (изобразительная деятельность) лепка/аппликация/логопед

·         9.20 – 9.40

2. НОД (двигательная деятельность) (занятие по физическому развитию)

·         9.50 – 10.10

3. НОД (познавательно-исследовательская деятельность) окр. мир/обж

·         15.40 – 16.00

1. НОД (познавательно-исследовательская деятельность) математика

9.00 – 9.30

2. НОД (изобразительная деятельность)

лепка/аппликация

·         9.40 – 10.10

3. НОД (двигательная деятельность) (занятие по физическому развитию)

·         10.20 – 10.50

Четверг

1.НОД (изобразительная деятельность) рисование/логопед

·         9.00 – 9.20

2.НОД (двигательная деятельность на прогулке) (занятие по физическому развитию) спортшкола

·         10.30 – 11.00

1.НОД (познавательно-исследовательская деятельность) математика

·         9.00 – 9.30

2.НОД (изобразительная деятельность) рисование/ логопед

·         9.40 – 10.10

3.НОД (музыкальная деятельность)

·         10.20 – 10.50

Пятница

1.НОД (коммуникативная деятельность) восприятие художественной литературы и фольклора/логопед

·         9.20 – 9.40

 2.НОД (музыкальная деятельность)/ хореография

·         9.50 – 10.10

  

1.НОД (познавательно-исследовательская деятельность) обж

·         9.00 – 9.30

2. НОД (восприятие художественной литературы и фольклора)/логопед

·         9.40 – 10.10

1. НОД (двигательная деятельность) занятие по физическому развитию) (на воздухе)

·         11.00 – 11.30

Итого количество НОД                                                                                   

13

15

НОД – непрерывная образовательная деятельность

НОД (двигательная деятельность) – проводит инструктор по физической культуре

НОД (музыкальная деятельность) – проводит музыкальный руководитель

(В/Л с детьми ОНР ) – проводит учитель-логопед с детьми ОНР

НОД (коммуникативная деятельность)(Обучение элементам грамоты) – проводит учитель-логопед

                                          

 

3.4. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда   

 

 

День недели

(часы работы)

 

 Непосредственно - образовательная деятельность

Работа с родителями

Работа с педагогами

Фронтальная  (подгрупповая)

Индивидуальная

В ходе режимных моментов

Понедельник

8.00-12.00 (4 часа)

9.00- 9.30

9.40-10.00

8.00-9.00

10.00- 12.00

9.30-9.40

 

-

 

Вторник

8.00-12.00

15.00-18.00

(7 часов)

9.00- 9.30

9.40-10.00

8.00-9.00.

10.00- 12.00

15.15-17.15

9.30-9.40

15.00 -15.15

17.15-18.00

-

Среда

8.00 — 14.00

 (6 часов)

9.00-9.30

8.00-9.00

9.30-12.50

 12.50-13.00

-

13.00-14.00

Четверг

8.00-13.00

15.00-18.00

(8 часов)

 

9.00- 9.30

9.40-10.00

8.00-9.00

10.00-12.50

15.15-17.15

 9.30-9.40

12.50-13.00

15.00 -15.15

17.15-18.00

-

Пятница

8.00-13.00

( 5 часов)

 

9.40-10.00

8.00-9.40

10.00-12.30

-

 

12.30-13.00

 

3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

 

Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

 

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповых помещениях в соответствии с ФГОС ДО обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру, где представлены следующие развивающие центры, имеющие необходимое оснащение.

Центр речевого и креативного развития

2Центр сенсорного развития

3Центр моторного и конструктивного развития

4 Центр индивидуальной коррекции речи.
  Пособия для проведения логопедического обследования:

Логопедические альбомы для
1. Обследование звукопроизношения
2. Обследование понимания речи
3. Обследование связной речи
4. Обследование грамматического строя речи
5. Обследование состояния словарного запаса
6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза,
фонематических представлений
7. Обследование слоговой структуры слова
8. Счетный материал для обследования
9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей
10. Картинки и тексты

Для формирования правильного звукопроизношения:
1Комплект зондов для постановки звуков, шпатели.

2 Артикуляционные упражнения (карточки)
3. Профили звуков
4. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах
5. Пособия для работы над речевым дыханием
6 Предметные картинки на все изучаемые звуки
7. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков
8. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков
2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа
3. Предметные картинки на дифференциацию звуков
4. Тексты на дифференциацию звуков.
Для обучения грамоте:
1. Магнитный алфавит
2. Настенный алфавит
3. Бумажный алфавит
4. Схемы для анализа предложений
5. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги
6. Кассы букв.
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
1. Логопедические альбомы по лексическим темам
 2. Предметные картинки на подбор антонимов
3. Предметные картинки на подбор синонимов
4. Многозначные слова
5. Предметные картинки «один-много»
6. Схемы предлогов
7. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами
8. Пособия на согласование слов
9. Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
1. Серии сюжетных картинок
2. Сюжетные картинки
3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов
4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов

 

  • Основная документация.

 

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:
1.
Заключения городской  ПМПК, на основании которых дети поступают в комбинированную группу

  1. Индивидуальный план логокоррекционной работы для каждого ребенка
    3. Речевая карта на каждого ребёнка зачисленного в логопедическую группу
    4. Сама рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда (куда входят годовой, перспективный, календарный - тематический планы)
    5. Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы)
    6. Индивидуальные тетради у каждого ребёнка
    7. Отчёт об эффективности работы учителя-логопеда и годовой отчет.

 

3.7.  Список методической литературы и дидактических пособий

 

 Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи (методическое пособие, альбом для обследования восприятия и произнесения слов, картинный материал для проведения игр) — М., 2005.

Баряева Л.Б. Математические представления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: экспериментальное исследование. Монография. – М.: ПАРАДИГМА, 2015.

Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.

Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. — СПб.: КАРО, 2010.

            Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке (Ч.3,4). Пособие для дошкольников 5-7 лет. М., 2014.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М., 2002.

Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

             Гомзяк О.С. «Говорим правильно». – ООО «Издательство Гном», 2018г

Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.: ДРОФА, 2008.

 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.

Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. — СПб.: КАРО, 2004.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000.

Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. — М.: ВЛАДОС, 2007.

Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Учимся считать вместе (Профилактика дискалькулии у дошкольников). – СПб., 2014.

Кондратьева С.Ю., Рысина И.В. Методика исследования уровня развития счетных навыков у детей старшего дошкольного возраста (выявление предрасположенности к дискалькулии). – СПб., 2015.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 3+ —СПб: Литера, 2012.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 4+ —СПб: Литера, 2012.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 5+ —СПб: Литера, 2013.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 6+ —СПб: Литера, 2013.

Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. — СПб., 2006.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.

Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. — М.: АРКТИ, 2005.

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 2010

Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016.

Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под. ред. Л. С. Волковой. — М., 2007.

Логопедия. Теория и практика. Под ред .Филичевой Т.Б. М. Эксмо 2017.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников. Монография. – М.: УМЦ «Добрый мир», 2015.

Лопатина Л. В., Ковалева М.В. Логопедическая работа по формированию выразительных средств речи у детей-сирот. – М.: Парадигма, 2013. 

Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.

Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008.

Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.

Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. —СПб.: КАРО, 2006.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев,2007.

Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2008.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г.В. М. просвещение 2011.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2004.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель-АСТ, 2001.

Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 2000.

Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2000.

Специальная психология / В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2004.

Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. — СПб.: КАРО, 2009.

Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000.

Филичева Т.Б., Орлова О.С, Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М. Эксмо 2015.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2009.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. М. Изд-во В. Секачев. 2016.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2005.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. —М.: ВЛАДОС, 2000.

Шангина И. И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.

Шуленко Е.Е. Занимательные росчерки: Рабочая тетрадь для обучения письму детей 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Шуленко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.

 

 

 

 

Интернет ресурсы:

  • http://www.mon.gov.rucайт Министерства образования и науки РФ
  • http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области
Copyright © 2013. Детский сад №31 "Сказка" Rights Reserved.