^На верх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Отчет о проделанной работе в 2017-2018 учебном году

В  СП «Детский сад № 31 «Сказка»  функционируют группы комбинированной направленности, в их состав наряду с нормально развивающимися детьми входят дети с особыми возможностями здоровья,  имеющие диагноз общее недоразвитие речи.   В сентябре 2017 года    в группы   комбинированной направленности по заключениям территориальной МПК г.о. Чапаевск  было зачислено 15 детей с заключениями ОНР II – III уровней (8 из старшей группы и 7  из подготовительной). В течение года прибывших и выбывших детей с ОВЗ не было.

С 1 по 15 сентября проводилась диагностика по выявлению уровня речевого развития каждого ребёнка и определение дальнейшей коррекционно-педагогической работы. При проведении диагностики использовалась   методика

Н. В. Нищевой.

         После проведённой диагностики  была разработана адаптированная образовательная программа  для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного   с учетом следующих нормативных документов:

1.« Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ

  1. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва « Об утверждении СанПин 2.4.1 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

4 « Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. Принята резолюцией 44.25 Ген. Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.

На протяжении  года    коррекционно- образовательное  сопровождение детей с ограниченными  возможностями здоровья осуществляли специалисты: учитель-логопед,   музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, медицинская сестра. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществлялся на  психолого-медико-педагогическом консилиуме. Педагогами были разработаны планы индивидуально ориентированных  коррекционных мероприятий  на каждого ребёнка.

     Основным содержанием плана реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий  является:

1.Устранение дефектов звукопроизношения.

2.Развитие фонематического слуха.

    2.1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

а) упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

б) воспроизведение ритмического рисунка на слух.

 2.2.Развитие фонематического восприятия.

а) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.

б) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим признакам.

    2.3.Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.

а) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

б) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

3.Развитие артикуляционной и мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

   3.1.Развитие артикуляционной моторики.

а) артикуляционная гимнастика.

   3.2.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

а) пальчиковая гимнастика.

б) штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

    3.3.Развитие зрительно-моторных координаций.

а) рисование по точкам, пунктиру; б)рисование орнаментов.

    3.4.Развитие слухо-моторных координаций.

а) слуховые диктанты; 

б) работа по словесной инструкции.

    3.5.Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря.

а) накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.  

б) расширение словаря синонимов и антонимов.

в) упражнения в подборе синонимов и антонимов.

г) обогащение словаря признаков.

д) обучение подбору родственных слов.

    3.6.Совершенствование грамматического строя речи.

а) упражнение в согласовании существительного и прилагательного,

существительного и глагола.

б) образование родительного падежа мн. ч. им. существительного.

в) образование относительных и притяжательных прилагательных.

    3.7.Развитие связной речи.

а) обучение построению высказывания.

б) совершенствование грамматического строя речи.

в) овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими

причинно-следственные и пространственно-временные связи.      

         В работе использовались коррекционные технологии:  здоровьесберегающие технологии (Су-джок терапия, хромотерапия,  пластилинография, точечный массаж, дыхательная гимнастика,  артикуляционная гимнастика), технология предметно-развивающей среды, ИКТ, личностно-ориентированная технология, игровая технология. Наряду с технологиями в коррекционной работе применялись методики: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.  По дороге к азбуке,Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи, Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей  дошкольного возраста, Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу всё знать, Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду, Васильева С.А. Развитие речи дошкольников, Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников, Лопатина Л.В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников, Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи,  Гомзяк О.С. Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников и др.

            По окончании   учебного года проводилось итоговое обследование по критериям оценки индивидуального развития детей.  Результаты диагностики показали положительную динамику у всех детей.

Развитие эмоциональной сферы, неречевых функций:

- на начало учебного года отмечается низкий уровень  у 13,5% детей, 73% - средний, высокий всего 13,5%.      В конце года низкий уровень  0%, средний – 26%, высокий увеличился  и составил 73%. То есть, основная масса детей  сразу вступают в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Дети эмоционально стабильны,  безошибочно  дифференцируют  звучание  нескольких  звучащих  игрушек, определяют направление звука, воспроизводят заданные педагогом ритмы,     дифференцируют  и  соотносят  12  основных  и  оттеночных цветов.

 

        Состояние моторной сферы:  - в начале года      низкий и высокий уровни  выявлены у 13,5% детей,  средний – у 73%.  В конце года низкий уровень не выявлен ни у одного ребёнка, средний уровень снизился и составляет всего 40% , а высокий увеличился до 60%. А значит, что у 60% детей ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; дети хорошо переключаются с одного движения на другое.  Дети умеют рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.

Мышечный тонус мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата  в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе, синкинезий, тремора, обильной саливации нет.

        Развитие импрессивной речи и состояние фонематического восприятия в начале года преобладали  на низком и среднем уровнях (20% и 80% соответственно), высокий уровень составил 0%. В конце года  низкий уровень не выявлен ни у одного ребёнка   средний составил 40%, а высокий - 60%. Объем пассивного словаря детей соответствует возрасту. Дети безошибочно показывают по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.

 Дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

            При исследовании   экспрессивной речи  и состояния активного словаря получены следующие результаты: 86% детей имеют высокий уровень и 15% средний, что больше на 70%   по сравнению с началом года.  Объем активного словаря детей соответствует возрастной норме.

Уровень развития экспрессивной речи и состояние грамматического строя речи на конец года возросли на 60% (высокий)   низкий сократился на 100%. Уровень развития грамматического строя речи основной массы детей соответствует возрастной норме. Дети правильно образуют формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.

         Исследование    уровня развития экспрессивной речи и состояния связной речи  показывает, что  высокий уровень на конец года составляет 40% (на  начало года  %),   средний 60%, а низкий – отсутствует. Уровень развития связной речи детей  соответствует возрастной норме.

При исследовании экспрессивной речи и состояния фонетической стороны речи  видна положительная динамика у всех детей, 100% имеют высокий и средний уровень. Дети   не нарушают звукослоговую структуру сложных слов.   Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные. Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная.  Дети безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.

 

 Выше перечисленные результаты можно представить таблицей:

 

 

 

Уровень развития

Развитие:

Эмоцио

нальной сферы, нерече

вых психических функций

моторной сферы

импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

экспрессивной речи, состояние активного словаря

экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

экспрессивной речи, состояние связной речи

экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

Уровень

 общего

 и речевого

 развития

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

 Низкий 

13,5%

 

13,5%

 

20%

 

 

 

13,5%

 

40%

 

6%

 

 6%

 

средний

73%

26%

73%

40%

80%

40%

86%

14%

73%

27%

60%

60%

94%

27%

 94%

 40%

высокий

13,5%

74%

13,5%

60%

 

60%

14%

86%

13,5%

73%

 

40%

 

73%

  

 60%

 

         Все воспитанники подготовительной к школе группы в количестве 7 человек успешно завершили обучение по адаптированной образовательной программе и  продолжат образование в общеобразовательных школах.  4 человека из старшей группы выпускаются с нормой, а 4 продолжат обучение в следующем году (т.к. на начало учебного года они имели заключение ОНР 2 уровня).  Движение детей видно из таблицы:

Количество детей, поступивших в группу

Заключение ПМПК

(распределение по диагнозам)

Выпущены

Оставлены для продолжения работы

(распределение по заключениям)

Выбыли из ДОО

Начало года

Конец года

II

II-III

III

С нормой (чел.)

Со значительными улучшениями

(чел.)

Без значительных улучшений

(чел.)

I

II

III

 

Старшая группа

8

8

5

1

2

4

 

 

 

 

 

4

 

Подготовительная

7

7

 

 

7

7

 

 

 

 

 

 

 

 Основными трудностями в работе являются: очень большой объём документации; отсутствие в детском саду педагога-психолога, что накладывает дополнительные трудности  во время проведения психолого-педагогического обследования и выборе коррекционных мер воздействия на детей с ОНР, т.к. у детей наряду с нарушением речи нарушены и память, внимание и восприятие. 

 

         Все намеченные мероприятия, утверждённые в годовом плане,  были выполнены  в течение учебного года в полном объёме.

         Цели и задачи на 2018-2018 учебный год:

– реализация адаптированной основной образовательной программы;

– коррекция недостатков  речи   детей с ТНР;

 – обеспечение  педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития  и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Copyright © 2013. Детский сад №31 "Сказка" Rights Reserved.