Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Особенностью речевых нарушений в младшем возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Поэтому своевременно оказанная помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы недоразвития речи, поможет создать условия для дальнейшего гармоничного развития ребенка, в значительной степени ускорить ход его речевого и умственного развития.
Профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста (третьего года жизни) в условиях ДОУ необходимо проводить на основе общедидактических и специфических принципов обучения.
Общедидактические принципы:
• Воспитывающий характер обучения. Занятия по развитию речи формируют у детей различные личностные и нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, уверенность, усидчивость добросовестность, способность работать в коллективе, приучают их к дисциплине, общепринятым нормам поведения.
• Принцип доступности обучения определяет поступательный характер педагогического процесса и включение всех детей в учебную деятельность на уровне посильной трудности. Этот принцип предполагает:
- учет индивидуальных познавательных возможностей детей и активного сочетания в ходе занятия форм фронтальной и индивидуальной работы, помощи детям,
- разный уровень сложности заданий для детей с разными познавательными возможностями должен быть для каждого из них в зоне его ближайшего развития, на максимально посильном пределе трудности, что обеспечивает развивающий характер обучения.
Дети дифференцируются на группы в зависимости от познавательных возможностей. Внутри таких групп легче осуществлять индивидуализацию, как содержания, так и методов образовательной деятельности.
• Принцип индивидуального подхода.
В работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определяются на основе предварительного обследования.
• Принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
Наглядный материал должен быть достаточно крупным, свободным от лишних деталей. Практическая деятельность детей с реальными предметами способствует более точному усвоению речевого материала. При выборе ведущих методов педагогической деятельности (наглядных, словесных, практических, следует учитывать характер ведущего нарушения. Так, при работе с детьми, имеющими речевую недостаточность, следует активно использовать наглядные методы, метод практических заданий.
• Принцип целостного построения коррекционно – воспитательной работы предполагает такую организацию, при которой отработка определенных умений и навыков проводится во всех видах детской деятельности.
• Принцип коррекционно - развивающего обучения заключается в том, что в условиях специального коррекционного обучения необходимо развивать познавательную деятельность детей. Обучение детей с речевой патологией не должно сводиться к выработке механических, рефлекторных речевых навыков.
• Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи учитывает постепенное усложнение речевых задач от однословных ответов до развернутых высказываний, направленных на развитие умения детей взаимодействовать с окружающими.
Специфические принципы обучения:
• Максимальная личностная направленность. Оценка достижений ребенка на занятиях с позиции личной успешности. Сравнение результатов деятельности ребенка не с образцом, но с предыдущим уровнем его же достижений.
• Приоритетная ориентация на нормально развивающиеся функции детей;
• Принцип формирования, развития и совершенствования соответствующей возрасту детей формы общения;
• Взаимосвязь процесса формирования полноценного речевого общения и поведения ребенка;
• Поэтапное развитие речи и других высших психических функций детей;
• Предметно – практическая направленность процесса воспитания;
• Непродолжительность, избирательность и эффективность диагностических и коррекционных мероприятий;
• Эмпатия, осторожность в установлении контакта с ребенком и его родителями;
• Адекватность применяемых методик возрасту, индивидуальности и специфике речевого нарушения ребенка;
• «Помоги мне это сделать самому» - принцип, который лежит в основе совместной деятельности взрослого и ребенка;
• Непременная включенность родителей или значимых взрослых в коррекционно-развивающую работу.
Мы должны придерживалься следующих положений:
• Обучение должно осуществляться как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей;
• На занятиях обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей и игровая деятельность. Основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную.
• Необходимость смены ведущего анализатора в ходе занятия. Чрезмерная нагрузка на один анализатор (например, на всем протяжении занятия преобладание слухоречевой деятельности) может привести к быстрому утомлению, снижению активности, внимания и самостоятельному переключению на деятельность, связанную с ведущей ролью другого анализатора (двигательного, зрительного). В то же время в ходе занятия должно быть задействовано максимальное количество анализаторов.
• Организация дифференцированного обучения. Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении материала, и индивидуальный подход к детям.
• Организация взаимоотношений «педагог – дети», «дети – дети». Педагог ставит перед детьми задачу, оказывает помощь при выполнении задания, контролирует работу, оценивает результаты. Взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей, умение разрешать конфликты, а главное - воспитанию чувства взаимоуважения и сопереживания.
• Использование разнообразных приемов активизации умственной деятельности детей: включение сюрпризных моментов; организация работы с дидактическим материалом; активное участие логопеда в совместной деятельности с детьми.
• Создание предметно развивающей среды.
• Обучение должно быть:
- занимательным: материал интересен ребенку, поэтому занятия происходят как веселая игра;
- доступным: не слишком легко – любое обучение предполагает определенную интеллектуальную нагрузку – и в то же время, все понятно – только в этом случае занятия становятся интересными;
- дозированным: при снижении интереса следует немедленно прекратить занятия;
- эффективным: каждое занятие – шаг (пусть скромный) к главной цели.
Система профилактической коррекционно-логопедической работы предусматривает раннее начало логопедического воздействия.
Необходимо отметить, что большое значение в профилактическом, корригирующем обучении приобретает совместная работа логопеда, воспитателей, психолога, а также постоянный контакт с родителями.
Направления работы по коррекции неречевых функций
1. Обогащение сенсорного опыта ребенка.
2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
3. Развитие зрительного, слухового восприятия.
4. Развитие общей моторики и мелкой моторики рук.
5. Развитие конструктивного праксиса.
6. Развитие психической базы (развитие активного устойчивого внимания и памяти, словесно-логического мышления).
7. Развитие стереогноза (умения на ощупь определять предметы по форме, по величине, по фактуре).
Эти разделы выполняет логопед совместно с психологом, воспитателем, родителями.
Основные направления коррекционно-логопедической работы:
1. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
2. Развитие слухового внимания и памяти (узнавание неречевых звуков).
3. Развитие речевого слуха.
4. Развитие физиологического дыхания, увеличение силы и длительности выдоха;
5. Развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;
6. Словарная работа.
7. Работа по звуковой культуре речи (Работа над звуковой стороной речи. развитие фонематического восприятия развитие физиологического и речевого дыхания, развитие голосовой функции, работа по совершенствованию ритмико-мелодической стороны речи, обучение ребенка соблюдению норм произношения)
8. Развитие фонематического слуха.
9. Стимуляция слов, простого предложения;
10. Работа над звуконаполняемостью слов, правильным произношением структуры слов и словосочетаний.
11. Формирование понимания речевых инструкций.
12. Формирование грамматического строя речи (Лексико-грамматические игры и упражнения).
13. Подготовка к обучению связной речи.
Для успешной реализации программы по профилактике речевых нарушений необходимо:
1. Верно определить методы коррекции, которые бы учитывали своеобразие возраста, особенности поведения ребенка (к ним относятся непроизвольность, или спонтанность, сверх привязанность к матери или значимому взрослому, зависимость работоспособности от удовлетворения физиологических потребностей и, прежде всего потребности в комфорте и безопасности).
2. Создать положительное эмоциональное отношение ребенка к занятию.
3. Систематически проводить занятия с детьми.
4. Использовать особые приемы регулирования поведения ребенка. К ним относится: использование кратких доступных ребенку инструкций (вплоть до использования «детского» языка, многочисленные их повторы, сопровождение инструкций специфическими жестами (кинезнаками) ибо действиями, обязательное формирование позитивного эмоционального фона (эмоциональное заражение, поддерживающего работоспособность ребенка
5. Пробудить их интерес к занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать деятельность детей. Для развития познавательного интереса к знаниям мы старались в своей работе использовать разнообразные методы и приемы обучения, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал. Приоритетное место отводилось практическим методам (игра, упражнение).
6. Опираться на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
7. Проводить с детьми дополнительные словесные игры и упражнения вне занятий. Дополнительный материал представлен: игровыми упражнениями, играми, стихами.
8. Создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий (достаточное количество детских книг, настольно-печатных игр, развивающих игрушек).
9. Взаимодействовать с семьей по вопросам обучения ребенка дома.
Комплексная профилактическая работа предусматривает развитие всех сторон: социальной (формы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, сверстниками; формирование представлений у ребенка о себе); эмоциональной, сенсорной, познавательной (развитие восприятия, наглядно-действенного мышления, ознакомление с окружающим, развитие речи, физической (совершенствование общей моторики, ручной и мелкой моторики); голосовой активности, нормализацию артикуляционного аппарата; т. е. создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной активности.
Педагогический замысел занятий:
- преодолевать речевой и неречевой негативизм (работать над ослаблением чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха, формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, развивать положительное эмоциональное отношение к занятиям;
- развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности;
- работать над расширением понимания речи;
- развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружающими (со взрослыми и детьми);
- развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность;
- формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
- работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий);
- формировать общие речевые умения.
В работе с детьми третьего года решаются следующие задачи:
1. Развивать речевое внимание, понимание речи окружающих и вызываем потребность в вербальном высказывании;
2. формировать лексико-грамматические средства речи и диалогическую форму общения; привлекаем внимание детей к звуко-слоговой структуре слова;
3. формировать речь детей во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения, эмоционально-волевой сферы детей, а также развитие тонкой моторики;
4. закреплять и совершенствовать вербальные средства общения детей в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Условия проведения занятий:
- подача информации должна производиться набольшими порциями, и невероятно быстро,
- у ребенка должно быть хорошее настроение,
- он должен стараться включить свое воображение,
- подача информации всегда происходит в игре,
- ни малейшего намека на давление.
Значительное место в работе занимает коррекция моторики рук ребенка. В процессе игр-занятий развиваются манипулятивная деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. В занятиях с игрушками по развитию моторики рук ребенку предлагают различные по трудности движения и действия.
Развивают простые действия. Вначале они выполняются пассивно, то есть логопед выполняет их рукой ребенка. Отрабатываются следующие действия:
- произвольное опускание игрушки из руки (по слову «дай»);
- произвольное опускание игрушки при складывании ее в коробку;
- вынуть - вложить, пассивно - активно;
- покатать машину, мяч;
- открыть - закрыть коробку, крышку;
- снять - надеть колечки пирамидки;
- наложить - снять 2-3 кубика;
- покачать куклу;
- подражательные действия - «ладушки», «до свидания»;
- собирать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя их вес, форму, величину;
- брать всей кистью крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки;
- брать предметы сразу двумя руками (менять фактуру, объем, вес этих предметов). Упражнение проводится ежедневно в течение 5-8 минут.
Работая над пониманием речи с ребенком, используют и все известные приемы:
1) названия простых действий;
2) названия окружающих предметов;
3) названия игрушек;
4) понимание инструкций;
5) название окружающих явлений;
6) формирование обобщающих понятий;
7) узнавание игрушек, предметов, изображенных на картинке; и другие.
Профилактическое направление по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной различными программами воспитания и обучения в детском саду. Звуковая культура речи, т. е. ее произносительная сторона, является одной из сторон общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи нормам литературного языка. Такая системная работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии. Уже с раннего возраста в процессе специально организованного в игровой форме обучения педагогами и родителями постепенно решаются задачи овладения ребенком полноценной техникой речи.
Техника речи включает в себя следующие разделы: дикция, дыхание, голос, орфоэпия. Параллельно с обучением технике речи обязательно проводится работа по формированию ритмико-мелодической стороны речи — темпа, ритма, логического ударения, мелодики, эмоциональной окрашенности высказывания.
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателей
В комплексной коррекционно-профилактической работе особенно важен контакт логопеда с воспитателем. Это необходимо для согласованности коррекционных занятий с программой детского сада, и наоборот, для внесения некоторых необходимых изменений в методику преподавания в группе.
• Направление педагогической деятельности - дать ребенку повод для общения, при необходимости подкрепленный речевым образам (что сказать, о чем спросить и как целесообразнее это сделать).
• Для реализации программы воспитателю необходимо слышать и корректировать речь детей не только на речевых занятиях, но и во всех видах детской деятельности (как совместной с педагогом, так и самостоятельной): помогать подобрать нужное слово и правильно произнести его, следить за логичностью объяснений и рассуждений, а также коммуникативной целесообразностью высказывания.
• Надлежащее место уделяется работе по формированию диалогической речи, в процессе которой основное внимание воспитателей должно быть направлено на развитие самостоятельной активной речи ребенка, поощрение его желания говорить и оценку его высказывания, подчеркивающую успехи в общении.
Коррекционно-педагогическая работа по познавательному развитию детей третьего года жизни направлена на:
• сенсорное воспитание,
• формирование наглядно-действенного мышления,
• ознакомление с окружающим миром,
• развитие предметно-игровых действий,
• развитие речи и коммуникативных способностей,
• формирование игровых действий и предпосылок к продуктивным видам деятельности.
Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в лицо взрослому.
Работа с родителями
Успех в воспитании и обучении детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении в значительной мере зависит от объединения усилий педагогов и родителей, от того, как родители понимают задачи работы с ребенком и могут участвовать в их решении.
В наши задачи по отношению к родителям входит:
• налаживание контакта, располагающего к дальнейшему сотрудничеству;
• привлечение внимания родителей к сильным и слабым сторонам ребенка;
• ориентирование родителей на планомерную, последовательную коррекционно-развивающую работу по нормализации состояния своего ребенка.
Выводы:
Соблюдая следующие условия:
• организация совместной деятельности логопеда, воспитателей и др. специалистов дошкольного учреждения, предполагающей проведение методической работы и индивидуальное консультирование по проблемам речевого развития детей раннего возраста;
• на всех этапах коррекционно-развивающего обучения активное участие родителей.
- профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста становиться эффективной.