«Мультфильмы: польза или вред?»
Мультфильмы занимают важное место в жизни современных детей. Далеко не всегда их качество и смысловое содержание соответствует возможностям их понимания и задачам развития ребёнка, поэтому и возникает потребность в психолого-педагогической экспертизе детских мультфильмов.
Речь идет об оценке соответствия формы и содержания мультфильмов психологическим особенностям дошкольников. В брошюре приводятся критерии оценки и рекомендации по выбору мультфильмов для детей на разных этапах дошкольного детства и не только.
О роли мультфильмов в развитии речи еще в 1981 г говорил исследователь Д. Сингер: При слишком частом и длительном просмотре детских передач у малышей ухудшается концентрация, страдает устная речь.
Воспитание телевизором
Как чаще всего происходит сегодняшнее воспитание? Родители заняты своими делами, а ребенка, чтобы не путался под ногами, усаживают перед телевизором. И смотрит ребенок всё подряд с утра до вечера. А через несколько месяцев дитя уже не может прожить без ежедневной дозы яркой мультипликации. Кроме того, появились телеканалы, которые круглые сутки транслируют мультфильмы. Конечно, они настроены на определенного потребителя, а это – наши дети в возрасте от 3 до 15 лет. В перерывах между мультфильмами идет реклама фаст-фуда, игрушек-трансформеров и мультипликационных персонажей, жвачки и Кока-Колы. Это, кстати, еще одна проблема, ведь, кроме благосклонности к любимому герою, который зачастую является антигероем, детей подсаживают еще и на вредные для здоровья продукты.
Дети, которые сутками напролет проводят у телевизора, становятся очень застенчивые, они не понимают простых вопросов, а в ответ или молчат, или несут какую-то бессмыслицу полные страхов и в то же время невероятно конкурентные, показывают из себя «крутых». Стыдясь проявить себя с лучшей стороны (например, рассказать о том, что они сегодня сделали приятного маме, такие ребята без каких-либо проблем кривляются, в присутствии малознакомых взрослых, не боятся задевать других детей на глазах у родителей, дразнятся, громко хохочут, демонстративно повторяя разные бессмыслицы, а иногда и непристойности. И наотрез отказываются придерживаться каких-то правил и преодолевать трудности даже минимальные. Чрезмерное видео восприятие вызывает: недоразвитие корковых отделов головного мозга, утрату коммуникативных навыков, зависимость, гиперактивность и агрессию, нарушение речи.
Возникает вопрос, можно ли вообще смотреть мультфильмы?
Можно, но в пределах разумного. Смотреть мультфильмы можно только с трех лет, когда ребенок владеет простой фразой, когда он не только может повторить, но и понять значение слова. В других случаях не произойдет закрепление информации, он будет что-то произносить и забывать. Копирую жесты, мимику, копируя звуки, интонацию малыш знакомится с окружающим миром.
В возрасте трех лет, ребенок должен смотреть не больше одного мультфильма в день, в 6-7 лет не более 60 минут. Сюжет мультфильма должен быть по возрасту, поступки героев должны быть логичными и соблюдением морали. Также нужно следить за темпом речи персонажей: быстрая смена декораций и диалогов не способствует обогащению словарного запаса. Одним из условий развития речи является достижение ребенком того возраста, когда он не только может повторить, но и понять значение слова. При просмотре телевизора формируется вынужденное внимание, ребенок реагирует на яркость, картинки, звуки, изображения, меняющие друг друга, то есть на раздражители. Но при этом ребенок не думает и не анализирует. Такого кроху впоследствии сложно заставить полюбить читать, гораздо проще брать информацию с экрана. Но это не означает полный запрет на мультфильмы, просто нужно отбирать контент. Хорошими мультфильмами для развития речи являются - Советские мультфильмы.
1.“Подарок для слона” с Дюдюкой.
2.“Кошкин дом” с ритмом тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом.
3.“Лимпопо” про Айболита.
4.“Кто сказал мяу”?
5.“Дореми” музыкальный мультик.
6.“Чучело-мяучело”.
7."Лоло и Тото" про пингвинов.
8. Советский Винни-пух.
9."Мешок яблок" и др.
Чем советские мультфильмы отличаются от современых:
Чистая, грамотная, медленная речь.
Обширная лексика.
Спокойная мелодия, которая не раздражает и не возбуждает нервную систему.
Спокойные цвета.
Плавные движения.
Сюжеты детской анимации придуманы таким образом, что развивают любознательность, чувство справедливости, обучают коммуникативным навыкам, расширяют словарный запас: обучают диалогу и монологу. При просмотре мультфильма можно не только развивать речь, но и другие качества. Задавая вопросы по сюжету, развивают внимательность и память, учатся использовать в общении сложные предложения, формировать мысли и делать выводы из ситуации.
Смотрите мультфильмы, но не злоупотребляйте, пусть ваш ребенок получает больше живого общения с вами!