Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Л. С. Лихачев.
Современные дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, очень редко сострадают чужому горю. Эта проблема стала очень актуальной в настоящее время.
Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно- патриотическому воспитанию, но и через художественно-эстетическую деятельность.
Художественное творчество открывает широкие возможности для нравственного воспитания, обогащая ребенка духовно, формируя положительные моральные качества.
ЦЕЛЬ:
заложить основы нравственно-патриотических чувств посредством
художественно-эстетического развития
ЗАДАЧИ:
• Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности;
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формировать элементарные знания о правах человека; расширять представления о городах России, знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.
Основной механизм нравственно -патриотического воспитания дошкольников.
ЧУВСТВА –эмоционально-ценностные позиции по отношению к окружающему миру
Нравственно-патриотические компетенции через ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАСЫЩЕНИЕ.
Становление нравственно-патриотического
ПОВЕДЕНИЯ (ПОСТУПКИ).
Модель сотрудничества по нравственно-патриотическому воспитанию.
Ребенок – педагоги-родители-социальные институты.
Формы работы с детьми: Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
Изобразительная деятельность.
Основополагающий принцип построения художественной деятельности – диалог искусств: живопись, музыка, литература, театр и т. д.
Это позволяет создать в сознании целостный художественный образ окружающего мира: дом, семья, детский сад, мой город, моя страна – Россия.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию ребёнок не просто учится лепить, рисовать, клеить, выкладывать, а творить прекрасное, используя способности думать, мыслить, чувствовать, сопереживать, анализировать, делать выводы и творить. А, самое главное, он учится любить, ценить, оберегать и беречь всё то, что его окружает. Именно художественная деятельность является не просто интересной детям, она является доступным и эффективным средством для выражения их эмоций, впечатлений об окружающем мире. Когда ребенок рисует близких сердцу людей, изготавливает для них подарки, изображает на листе бумаги дорогие глазу уголки родного края, слышит песни своего народа, в сердце ребенка начинает зарождаться чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, Родине.
Познание ребенком нравственных ценностей через художественно-эстетическое развитие — особый процесс. Это, прежде всего «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. Увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной художественной деятельности.
Среди видов изобразительного искусства, рисование - одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.
Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений, о многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.
Аппликация.
В аппликации ребята выполняли задания на темы: «Украшение салфетки», «Украшение пасхальных яиц и коврика», «Российский флаг», «Ракета».
Викторины.
Традицией, как для нашей группы, так и для всего детского сада, стало то, что мы всегда отмечаем народные и военно-патриотические праздники: «Новый год», «День Защитника Отечества», «Колядки», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы», «День Защиты детей».
Дидактические игры.
В свободное от непосредственной образовательной деятельности время ребята играли в дидактические игры: «Что из чего сделано?», «Животный мир», «Любимые сказки», лото «Сочетание цветов», «Транспорт».
Игры: подвижные, народные, спортивные.
Театрализованная деятельность.
Посредством русских народных сказок и былин мы знакомим детей с самобытностью жизни русского народа в прошлом, о мужестве, о его храбрости и находчивости.
В сказках и былинах всегда есть мудрое поучение: как жить, как дружить, как родимую сторонку любить. Сказки с патриотическим содержанием, нравственные поступки их героев раскрывают разные человеческие качества: доброта и отзывчивость, смелость и храбрость, трудолюбие и скромность, а также трусость, жадность и ложь.
Вся работа, направленная на воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников по средствам изобразительного искусства тесно связана с музыкальным руководителем. Всю работу на музыкальных занятиях в этом направлении можно так же разбить тна разделы.
1) Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России.
Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности.
Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.
Начиная со старшего возраста, русская классика используется во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.
2) Народная песня.
Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами. С большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка – говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие.
Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.
3) Народная хореография.
На музыкальных занятиях знакомлю детей с движениями русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др.
При разучивании элементов пляски звучат русские мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
4) Игра на русских народных инструментах.
Обучая детей игре на народных шумовых инструментах, в частности на ложках, помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольников, активно влияет на развитие координации движений и быстроты реакции. Ложки универсальны в применении. Приемы игры на ложках быстро осваиваются детьми. Подготовку к игре на детских музыкальных инструментах, в частности на ложках, начинаю с их рассматривания, обращая внимание на красоту росписи, говоря: «Красивые ложки делают русские умельцы. Они украшают ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир».
5)Творчество современных композиторов.
Особое внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и о матерях.
Для многих людей слово «мама» - самое прекрасное на земле.
Изготовление лепбуков, календарей.
Наши традиции: поздравление сотрудников детского сада.
Проектная деятельность
Праздничные мероприятия.
Традицией, как для нашей группы, так и для всего детского сада, стало то, что мы всегда отмечаем народные и военно-патриотические праздники: «Новый год», «День Защитника Отечества», «Колядки», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы», «День Защиты детей».
Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомим их с песнями тех времён и о тех временах.
На праздник «День Победы» мы знакомим ребят с воспоминаниями ветераны той страшной войны. Факты этой Великой войны остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Взаимодействие с социумом
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.
Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей. К работе по патриотическому воспитанию детей мы также активно привлекали и родителей: вместе участвовали во внутрисадовых и городских выставках и конкурсах семейных творческих работ, в подготовке к праздникам. Таковыми, например, стали конкурсы поделок ко Дню защиты животных, портретов и рисунков к 8 Марта, ко Дню космонавтики, проведение новогодних и других праздников. Благодаря такой совместной работе с родителями наши воспитанники занимали призовые места в конкурсах на муниципальном и региональном уровнях. Большим шагом в воспитании патриотических чувств у детей стало совместное с родителями посещение краеведческого музея города Саратова, где можно было наглядно посмотреть на культуру и традиции народов Поволжья, природу Саратовской области.
Следует отметить то, что с помощью родителей в нашей группе был организован прекрасный уголок патриотического воспитания.
Конкурсы, выставки, походы…
«Мой город» Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.
В результате работы у моих воспитанников сформировались представления:
о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
о духовных и нравственных ценностях;
о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
об истории и культуре своей страны;
научились беречь и поддерживать красоту;
проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.
Научите ребенка флаг страны рисовать!
Научите детей в гимн гордо стоять!
Научите детей патриотами стать!
И воздастся вам гордостью за ваших ребят.