Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Существуют следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. У ребенка начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.
Сенсорные впечатления ребенок может получать
в разных местах и в различных ситуациях.
Например: в Природе
Живая природа — это форма, цвет и запах
цветов, вкус плодов, внешний вид
и окраска животных и птиц, звуки, ко-
торые они издают, сезонные изменения
в живой природе — осенняя окраска ли-
ствы деревьев,
— Неживая природа — цвет неба и облаков,
шум дождя, журчание ручья,
смена дня и ночи, сезонные изменения
в природе, погода — снег, дождь,
гроза, сияние солнца, луны и звезд,
мир людей
— Город — расположение улиц
в городе, форма и величина зданий,
сигналы автомобилей-
на дорогах и проч.
— Вещи — мебель, посуда, одежда-
и обувь, аксессуары, игрушки
продукты питания,
Перечисленные выше составляющие сенсорной компоненты
мира указывают на то, что сенсорное развитие неразрывно связано
с развитием представлений об окружающем мире, является
его начальным звеном. Чтобы ребенок активно развивался и по-
знавал мир, необходимо позаботиться о создании для него богатой
и разнообразной сенсорной среды. Однако, для изучения малышу
доступны далеко не все объекты окружающего мира.
Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
цвет — красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фио-
летовый, черный и белый;
• форма — круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
• звуки — различные детские музыкальные инструменты,
музыкальные произведения, человеческая речь различной
громкости;
• вкус — сладкое, соленое, кислое, горькое;
• запах — различные характерные запахи.
Знакомя самых маленьких детей с различными свойствами
предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их
названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов-
во время действий с ними. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию :
В раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия
по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий —
накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходи-
мый фундамент, на котором обучение становится
возможным расширение, и использование в разнообразных ситуациях
(как во время обучения, так и в жизни
В своей работе по сенсорному воспитанию детей, мы планируем пополнить развивающую среду, новыми играми по сенсорному развитию, такими как большой дидактический коврик,и т. д В совместной деятельности, а так же в непосредственно образовательной деятельности используем дидактические игры, на развитие внимания и памяти, тактильных ощущений, Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки (большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.
Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи», «фрукты»; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.
Сейчас мы уже используем дидактические игры такие как….
Величина
Д/И «КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?
Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.
Ход: Воспитатель стоит на расстоянии от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, объяснить и показать разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка обвести по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.
Форма
Д/И «КРУГ, КВАДРАТ» Цель: Учить группировать предметы по форме.
Ход: Покать детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорить: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее предложить детям разложить фигуры по своим местам и активизировать речь детей вопросами : «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т. п.».
Цвет
Д/И «ВАРЕЖКИ» Цель: Та же учить детей групировать предметы по цвету
Ход: говорить детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.
Игры и упражнения с предметами У нас в группе есть массажные мячи разного увета, с утра перед завтраком мы играем в игру здороваемся передовая этот мячь друг другу по кругу, и когда мяч переходит к воспитателю передается обратно со словами какой мяч круглый, колючий, большой, синий. Эта игра на закрепление у детей цвета, формы, велечины.
Развивает у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствует закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
«Чудесный мешочек», «Легкий – тяжелый»,
«Пирамидки. И в заключение мы планируем глубже развивать тему «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Подобрали литературу которую сейчас изучаем.