Педагоги ДОУ часто ограничиваются традиционными прогулками, однако летом дети проводят большую часть дня на улице и важно максимально разнообразить их деятельность.
Существуют прогулки традиционные и тематические.
Чем тематические прогулки отличаются от традиционных?
Предлагаем вам два практических урока.
Урок 1. Виды тематических прогулок
Цель: определить какие виды тематических прогулок существуют, и проанализировать, чем отличается каждый из видов.
Задание 1. Какие виды тематических прогулок существуют
Отметьте пять возможных видов тематических прогулок (красным выделены правильные варианты ответов)
Выберите пять карточек
Прогулка – развлечение с персонажем
Спортивный праздник
Прогулка-событие
Прогулка-квест
Спортивная прогулка
Прогулка – трудовая акция
Прогулка-поход
Прогулка с аниматором
Прогулка – космическое путешествие
Тематические прогулки продолжают тему дня, событие в образовательном процессе. Они включают совместную деятельность детей с педагогом, со сверстниками и самостоятельную деятельность дошкольников. При этом один из видов детской деятельности – основной. Так, прогулка-событие помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить и систематизировать знания детей по теме. Спортивные прогулки позволяют воспитывать у детей внутреннюю мотивацию вести здоровый образ жизни. Прогулки – трудовые акции показывают детям, что труд – это не развлечение, а серьезное занятие.
Задание 2. Чем отличаются тематические прогулки разных видов
Подберите характеристики к пяти видам прогулок (в конспекте предложены правильные варианты ответов, воспитателям необходимо подобрать характеристику к каждому виду прогулки)
Виды прогулок Характеристика
Прогулка – развлечение с персонажем
Данная прогулка проходит по сценарию, например, с персонажем. По структуре напоминает досуг
Прогулка-событие
Данная прогулка посвящается теме праздника или памятной дате в этот день, чему-то новому в детском саду – например, новой площадке. Проходит нечасто, с учетом особенностей детского коллектива
Спортивная прогулка
Прогулка данного вида нестрого структурирована, насыщена не только дви-гательными видами деятельности разной интенсивности, но и познавательными зада-ниями. Проходит не реже одного-двух раз в месяц
Прогулка – трудовая акция
На этой прогулке дети выполняют несколько трудовых поручений, которые следуют друг за другом и логически связаны между собой. Проходит не чаще двух-трех раз в месяц
Прогулка-поход
Это может быть прогулка в лес, парк, сквер, в зеленую зону на территории детского сада с палаткой, рюкзачками, котелком. Проходит не более трех раз в год
Урок 2 Как организовывать тематические прогулки
Цель: составите алгоритм, как организовывать тематические прогулки, который потом сможете предложить воспитателям.
Перед вами – карточки с действиями воспитателя, которые позволят запланировать и провести тематическую прогулку. Поставьте их в нужном порядке, чтобы получить алгоритм. Для этого перетащите карточки к нужным номерам. Сначала определите первое дело, затем второе и так далее (в конспекте предложен правильный алгоритм действий, воспитателям необходимо самостоятельно определить порядок и выложить действия в правильной последовательности)
Порядок действий воспитателя (алгоритм) при планировании, организации и проведении прогулки
1 Определить вид прогулки
2 Составить план или подготовить сценарий прогулки по теме недели
3 Подготовить разнообразное и полифункциональное выносное оборудование, убедиться в его безопасности
4 Провести гигиенические процедуры с детьми
5 Дать время детям переодеться и переобуться для прогулки, при необходимости помочь, проконтролировать одежду и головные уборы
6 Вывести детей, вынести с ними игровое оборудование
7 Оценить санитарное состояние и безопасность прогулочного участка
8 Организовать наблюдение, подвижные игры, индивидуальную работу с детьми и другие виды деятельности по плану прогулки. Соблюсти питьевой режим.
9 При необходимости устно подвести итоги прогулки с детьми
10 Помочь детям переодеться, организовать мытьё ног, рук и другие нужные гигиенические процедуры
Большую часть времени в работе с детьми должны занимать традиционные прогулки, но при этом их нужно чередовать с тематическими. В образовательной программе детского сада допустимо зафиксировать тематические прогулки один раз в неделю во всех возрастных группах – каждую неделю разного вида, чтобы не потерять интерес к ним детей.
Воспитатели вправе сами решать, как чередовать тематические и традиционные прогулки. Необходимо учитывать погодные условия, возраст детей, их познавательные интересы и двигательный опыт, а также наличие необходимого материала, тематику и форму предыдущей образовательной деятельности и прогулки.