Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.
Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который создает благоприятные условия и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.
Изобразительной деятельности ребенка предшествует подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами предметов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.
Для того чтобы ребенку изобразить какой-нибудь объект, нужно заранее ознакомить его с материалом, обратить его внимание на форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Изобразительная деятельность детей раннего возраста непосредственно связана с сенсорным воспитанием.
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, продуктивная изобразительная деятельность, игровая деятельность так как, играя ребенку легче запомнить.
Сегодня я расскажу о развитии зрительного восприятия
формы
В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму.
В практическом действии сначала ребенок может еще не выделять форму зрительно и не знать ее названия. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы.
«Чей домик», «Найди окошко», «Чудесный мешочек».
«Что катится, что не катится».
Зрительное восприятие формы.
Здесь форму надо увидеть, сопоставить зрительно. Можно практически проверить результат с помощью наложения и приложения.
Дидактические игры «Подбери рукавицу»
«Разложи фигуры по местам»
Игры на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур
Дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какие – либо изображения, геометрическую фигуру по образцу.
Карточки – рисунки с цветными и контурными изображениями.
«Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3года)». Взять из набора треугольники, квадраты и наложить на контуры фигур, изображенных на картинке.
Игра «Конструктор». Здесь дети проявляют творчество, сами подбирают цвета.
«Лото» (нахождение формы). «Какой фигуры не стало». Усложнение Запоминание, связанное с представлениями о форме. На запоминание даются игры тогда, когда дети уже могут определять формы.
Начинать работу по запоминанию надо с того материала, который хорошо усвоен ребенком. Если же ребенок не может определить форму круга, квадрата, ему нельзя давать игры на запоминание этих форм.
«Угадай, чего не стало».
Сначала научились в практическом действии различать форму, затем зрительно воспринимать, а уже потом запоминать.
Предметно-пространственная развивающая среда
Пособия и дидактические игры «Знакомство с формой»