Воспитание физически крепких и здоровых детей – важнейшая задача педагогов. Для её реализации необходимо использовать разнообразные средства и методы физической культуры. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка дошкольника, и потому рассматривается как одно из главных средств воспитания.
Подвижная игра – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат.
Малоподвижные игры – это игры, предназначенные, для проведения относительно спокойного и размеренного досуга малышей.
Отличительной особенностью подвижной игры от малоподвижной является:
Подвижные игры дают большую нагрузку детскому организму, а игры малой подвижности способствуют снижению физической нагрузки. (т. е постепенный переход от возбужденного состояния к более постепенному).
При проведении игр в помещении и на воздухе необходимо чередовать игры, требующие интенсивных движений, с более спокойными. Летом, в жаркие дни, подвижные игры проводятся в прохладном затененном месте участка (например «Флажок», «Погремушка», а в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочерёдно. Проведение игр на воздухе, зависит от времени года и от погоды. В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным.
Правильная организация подвижных игр с детьми должна включать в
себя следующие этапы: выбор игры; предварительную работу по знакомству детей с ранее неизвестными персонажами; создание интереса к игре у детей; руководство игрой (объяснение игры, ход игры, её окончание и подведение итогов); Организация подвижных игр детей младшего дошкольного возраста имеет некоторые особенности, которые необходимо учитывать.
В младшей группе организуются элементарные по содержанию и
правилам сюжетные и несюжетные подвижные игры, в которых все дети
выполняют однородные роли или двигательные задания при
непосредственном участии воспитателя. Рекомендуется использовать игры с
небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения
и косвенно сообщает правила.
Перед началом игры нужно создать у детей интерес к игре. Можно,
например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему,
рассказать сказку о персонажах игры, показать детям предметы, игрушки,
которые встретятся в игре. Подвести к игре можно и путём вопросов,
связанных с игрой («Что вы сегодня рисовали?», загадывания загадок.
Когда у детей появился интерес к игре, нужно объяснить детям как в
неё играть. Часть правил игры обычно уже заложена в предварительном
рассказе, стихотворении или песне. Остальное объяснение идёт в ходе самой
игры. Оно должно быть выразительным, эмоциональным; интонациями
голоса воспитатель старается охарактеризовать персонажей. Основное
внимание обращается на сигналы, по которым дети меняют свои действия.
Объяснение часто сопровождается показом действий.
Подвижные игры с малышами всегда организует воспитатель. Итог игры должен быть оптимистичным, конкретным, коротким. Малышей обязательно надо похвалить.
К особенностям малоподвижных игр относятся следующие: способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др., движения, которые включаются в игру, методика (выбор самой игры, и места ее проведения, подготовка к игре, сбор детей, объяснение хода и правил игры, ее проведение, завершение, темп (медленный, количество повторений движений (3-6 раз).
Малоподвижные игры не требуют подробного объяснения правил: педагог показывает движение сам или выбирает для этого кого-либо из детей.
Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений и быстроты реакции, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно.
Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части, досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей.
Таким образом:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».