Уважаемые коллеги, сегодня мы с Вами станем участниками мастер-класса «Играем пальчиками – развиваем речь». Наш девиз: «Никогда ничему не научишься, если будешь говорить – я не умею, не научусь».
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) речи; развития связной речи; воспитания интереса к художественному слову; подготовки к обучению грамоте.
Важными условиями для выполнения этой задачи и для улучшения качества воспитательной – образовательной работы в детском саду является совершенствование процесса обучения. Хорошо известно, что развитие речи, реализуемое только в форме фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу по речевому развитию необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:
Первая группа – это подвижные игры.
Вторая группа – это дидактические игры.
Третья группа – это творческие ролевые игры, игры драматизации.
У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.
Подвижные игры.
Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых комических ситуаций, юмора, шуток, возможности самовыражения. Азарт задают детям считалки, зачины, жеребьевки.
В младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Например: «По ровненькой дорожке»,«Лохматый пес», «Зайка».
Более старшие дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее. Например: «Гуси – гуси…», «Солнечные зайчики», «Мышеловка», «Белые гуси».
Применение считалок в распределение ролей, в подвижных играх, хорошо влияет на динамику постановки дикции.
Что должен знать воспитатель о методике проведения подвижных игр с целью воспитания развития речи детей :
1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.
2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.
3. Потешки и прибаутки родственны песне, но это не значит, что их надо произносить на распев. Важно добиться некоторой певучести, напевности.
4. Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры. Вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо только, чтобы дети сразу говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произнесение ими текста, не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем.
5. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо.
Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.
Дидактические игры.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Музыкально дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетике фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого проводятся игры: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?»,«Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т. д. большое внимание уделяется голосу ребенка. Голос инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети учатся слушать свой голос. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук. Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку. Например: «Хлоп-Хлоп», дети поют и выполняют движения текста. Или пальчиковая игра «Мышки»:
Вот как наши ребятишки Дети «скребут» пальчиками по коленям.
Расшалились, словно мышки.
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Ш-ш-ш…
Дидактические игры играют большую роль в развитии речи дошкольников – это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения; развитие связной речи. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесным играм.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, рассуждать.
В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры поводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи.
Творческие ролевые игры и игры – драматизации.
Творческие ролевые игры и игры – драматизации, театрализованные игры тесно связаны между собой. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературным произведениям и театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребенка.
В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа. Например, сказка «Репка» иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с веселым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.
С детьми третьего и четвертого годов жизни, воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, призывая детей повторять отдельные фразы главных героев или коротенькие песенки. Например, показывая детям настольный театр «Колобок», воспитатель предлагает детям вместе с колобком спеть песенку.
Дети пятого и шестого годов жизни уже, как правило, знают и любят изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, хорошо запоминают текст. Простой, короткий, выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя.
Сюжетно – ролевые игры занимают ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей находит свое выражение в жестах, в мимике и в совершенствование речи.
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его.
Ребенок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому соответственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.
Для всех перечисленных выше игр, необходима правильная организация. Речь в повседневном общении, чтение, декламация которые ведет сам воспитатель, вначале служат первыми образцами для подражания.
Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Заканчивая любую из игр, воспитатель, должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующий раз, мы будем играть еще интереснее…».
Известный исследователь детской речи Кольцов М. М. утверждает, что развитие руки и речи идет параллельно, т. е. одновременно.
Есть основание рассматривать кисть руки, как орган речи. Проекция правой руки в коре головного мозга расположена слева – рядом с зоной речи. Поэтому речь совершенствуется под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов от рук, точнее от пальцев, идущих в центр речи головного мозга.
Кому из Вас приходилось видеть разговор глухонемых (глухой не слышит, немой не говорит? Так вот, они пользуются специальной азбукой при помощи пальцев, которая называется «дактильной» (от греческого дактило – палец).
А обучают этих детей в специальных школах сурдологии (от латинского сурдис – глухой). Есть ещё сложнее специальность – тифлосурдопедагог (от греческого тифло – слепой). Эти педагоги работают со слепоглухонемыми детьми. Такой интернат есть в г. Загорск Московской области.
Речь – это феномен человеческой природы, как и сам человек и всё на земле. Некоторые ученые утверждали, что мозг новорожденного сродни «чистому листу бумаги», на котором только после рождения появляются «записи». Но американские ученые установили, что ребенок до рождения запоминает слова и как бы разговаривает с родителями. Проводилась «Программа обучения детей в утробе матери». Экспериментируемых матерей и отцов было полторы тысячи. На легкое похлопывание по животу матери два раза в день в одно и то же время ребенок отвечает шевелением. А если папа прикладывался своей щекой к животу жены, отчетливо произнося: «Малыш, я твой папа», то появившийся на свет ребенок помнил слова отца. Стоило ему заплакать, счастливый отец напоминал ему свою коронную фразу, ребенок замолкал и улыбался. Разгадка проста - мозг у плода не спит, и речь начинает развиваться в утробе матери.
Но самое печальное, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи растет, особенно с тяжелыми сочетанными нарушениями, трудно поддающимися медицинскому лечению и педагогической коррекции.
Какие Вы знаете причины, ведущие к патологии речи?
Причин много - открытых и скрытых. Это политические, экономические, военные, социальные, экологические и другие настроения на планете и в России. Неполные семьи, нежеланные дети, нищета, наркомания, пьянство, блуд, курение, предохранение от беременности, патологическая наследственность, резус несовместимости крови матери-отца-ребенка.
Это неполный перечень причин рождаемости детей с речевыми нарушениями.
Но мы, педагоги, должны пропагандировать знания по данной проблеме через телевидение, прессу, консультации, беседы и личный пример. И с полной отдачей своих знаний и умений помогать детям в развитии речи.
Государство обратило внимание на этот факт. Учредило большее количество дефектологических и логопедических отделений в ВУЗах. В детских садах и школах вводятся ставки логопедов. Так, в городе Сальске и районе уже 30 логопедов. А 35 лет назад было 3 логопеда.
Пора перейти к основному вопросу - «Играем пальчиками – развиваем речь».
Ясно, что магистральным методом обучения дошкольника является игровой метод. В игре формируются основы всех психических процессов. А речь – это один из основополагающих психических процессов. Ещё в старину наши предки пели детям песни-потешки, играли в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу-дерезу» и т. д., сопровождая текст движениями рук ребенка.
Существует много видов пальчиковых игр: - со стихотворным сопровождением; - с элементами самомассажа; - с предметами (бумагой, пластилином, камушками, желудями, каштанами, орехами, фасолью, бусами, прищепками, спичками, резиновыми ежами, песком, шишками).
Виды: разминание; растирание; надавливание; пощипывание.
Лексические темы учитываются: овощи; фрукты; животные; мебель и т. д.
Теневой театр.
Пальчиковые игры совершенствуют ловкость, память, речь, усидчивость, фантазию, дисциплинируют детей.
У детей с нарушением речи низкий уровень осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук – либо вялые, либо напряжены, либо тремор (дрожание). Поэтому очень важно стимулировать речь путем тренировок пальцев рук. Но нельзя работать с ребенком «через силу». Необходимо сидеть с ребенком рядом, а не напротив него, идти от простого к сложному, со стихами, с песенками. Важно вызывать у ребенка положительные эмоции, удовольствие. Соблюдать комфорт выполнения, ободрение. Занятия должны проводиться регулярно, с простым, коротким, четким показом (в возрасте до трех лет – не более 5 минут, но несколько раз в день). Должно проводиться повторение, закрепление, усложнение упражнений, соблюдаться мягкая, безопасная среда.
В настоящее время издано много пособий, журнальных статей по пальчиковой гимнастике. Например: (1) В. С. Анищенковой «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». (2) С. В. Большаковой «Формирование мелкой моторики рук» (Игры и упражнения со спичками, счетными палочками, с инсценировками, теневой театр). Автор использует рифмование, потешки как индивидуально, так и в ходе физкультминуток. Например: «Сорока» в двух вариантах. Эти игры хорошо подходят для младших детей от 2-3 лет.
Для старших детей хороши игры по типу
«Расскажи стих руками».
Они подобраны по лексическим темам. Например: овощи, фрукты, птицы, животные, транспорт и т. д.
Тема «Птицы»
Пой-ка, подпевай-ка Десять птичек – стайка (хлопки, Эта птичка – соловей (мять подушечки пальцев, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка–сонная головушка, Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка-серенькое перышко, Эта птичка – зяблик, Эта птичка – стриж, Эта птичка – развеселый чиж, Ну а эта – злой орлан. Птички, птички по домам (прячут руки за спину! (Ирина Токмакова)
Игра с мячиком-ёжиком или шишкой сосны
Маленький колючий ёж (катаем между ладонями, До чего же ты хорош (сжимаем поочередно). Покажи свои иголки, Хоть они и очень колки.
Игра с пластилином
Кусочек пластилина катает наша Зина (Марина, Шарики, колбаски, И оживают сказки. Пальчики стараются, Лепят, развиваются.
Сортируем горох, фасоль, кукурузу по ячейкам формочек под лёд.
Вдавливаем в песок мелкие предметы: бусы, втулочки от мозаики и т. д.
Дети любят находить – вытаскивать металлические скрепки, булавки из песка магнитом. Появляется азарт, радость.
«С барабаном»
На парад идет отряд, Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит Полтора часа подряд.
(3) Н. Г. Метельская, используя речёвки добивается четкости, ритмичности, громкости, эмоциональности, развития слухового и речевого восприятия.
(4) О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно». Очень ценное пособие автора по работе с пальчиками, накоплению словаря, развитию грамматических категорий. Удобно разбита по темам.
(5) Рекомендую журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2015 г. со статьей «Играем пальчиками – развиваем речь» взять за основу по повышению компетентности родителей в данном вопросе через семейный клуб.
Простая игра с карандашами.
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.
Из спичек выкладывать различные узоры:
ёлочку, домик, забор, колодец (строить вверх, стол, стул, грабли, лопату, звёздочку, морковку и т. д.
Чудесный (волшебный) мешочек.
Их должно быть несколько по размерам и по содержанию. Задача: развивать чувствительность руки, сенсорное восприятие - «Узнай какой шарик: резиновый, железный, пластмассовый, деревянный, стеклянный, шероховатый, пушистый, мягкий, жесткий и т. д.».
А сейчас поиграем с песком, шишками, орехами, желудями, каштанами, камушками, бусами, бумагой и т. д.
Вывод:
Пальчиковые игры развивают речь, мышление, внимание, память, воображение, снимают тревожность. С давних пор наши мудрые бабушки и дедушки играли со своими детками в «Сороку-белобоку», «Козу-дерезу», «Шел медведь по броду», «Этот пальчик - Дедушка, этот пальчик - Бабушка» и т. д. Дети играли с глиной, песком, соломой, водой, снегом, плели венки. Всё это является мощным средством повышения работоспособности головного мозга в том числе зоны, отвечающей за речь.