Особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей, музыкальных руководителей.
Музыка – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой личности ребенка. От того, насколько будут развиваться у ребенка музыкальные способности, зависит дальнейшее полноценное его развитие.
Музыкальные способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».
Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение, развивает физическую координацию
Старший дошкольный возраст является самым продуктивным возрастом, когда можно поднять уровень не только музыкальных способностей, но и способностей в других образовательных областях.
Итак, необходимо начать со следующих особенностей в развитии ребенка дошкольного возраста. В данный период развития ребенок имеет очень большую потребность в движениях, которая обусловлена интенсивным ростом, поэтому необходимо учитывать важность «моторического» развития, а так же всестороннего развития методом сочетания музыки и движений. Именно в движении ребенок познает окружающий мир более эффективно и с наилучшими результатами. Для этого в дошкольных организациях предусмотрены различные виды игр, танцевальных занятий. При проведении которых, просто необходимым атрибутом является музыкальное сопровождение, это помогает интенсивности и раскрепощенности движений.
Другая особенность заключается в том, что у всех детей «музыкальные способности» проявляются разные. Кто-то проявляет все способности в раннем детстве (1-й год жизни, что говорит о том, что данные дети «музыкальны». У части детей музыкальные способности развиваются очень трудно и обнаруживаются значительно позже, поэтому предсказать музыкальное будущее того или иного ребенка очень сложно.
Одним из основных направлений развития ритмического слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения является игра на детских музыкальных инструментах. Ребенку необходимо донести при этом, что сыграть мелодию «на слух» можно только тогда, когда у него уже имеются некоторые «музыкально-слуховые представления» о том, как расположены звуки в данной мелодии (по высоте, а так же необходимо наличие начальных представлений о ритме (длительности звуков).
В процессе обучения дошкольники со временем чувствуют и воспроизводят музыкальный ритм посредством различного рода движений, например с помощью хлопков или ходьбы. Далее педагоги уже могут поручить дошкольникам самим сыграть на определенных инструментах, например бубен, колокольчик, барабан, металлофон, деревянные ложки и т. д. В начале такого обучения, конечно дошкольнику просто необходима помощь взрослого, он помогает детям «попасть в такт», дальше уже ребенок обычно сам может поймать тот или иной ритм мелодии. При такой работе задания, которые даются дошкольникам, выглядят следующим образом: предлагается воспроизвести уже знакомую ранее мелодию со словами при помощи одного звука, но ритм должен при этом быть достаточно точным и соответствовать ритму стихов песенки.
Так же музыкальный руководитель в своей работе достаточно часто использует метод «прохлопывания» исполняемого ритмического рисунка или сам подыгрывает ребенку на музыкальном инструменте, так детям легче уловить ритм.
После того, как дошкольники прослушали определенную музыкальную мелодию в исполнении музыкального руководителя (обычно несколько раз, они пробуют определить «единицу пульсации», то есть разобраться «какие длительности – самые короткие, какие – самые долгие. Далее при помощи повторного прослушивания должен определиться «темпо» и «метроритм» мелодии.
Музыкальное развитие ребенка происходит у каждого ребенка по-разному, поэтому и в дошкольную организацию они приходят с различным уровнем музыкального опыта, который до детского сада полностью зависел от их родителей. Обычно воспитателем берется за основу положение, что исходный музыкальный слух необходимо и можно развивать, независимо от того, обладает уже ребенок этой способностью или еще нет.
Необходимо отметить, что для того чтобы добиться осознанности ритмического развития песен, сначала необходимо сделать так, чтобы дошкольники получили осознанное ощущение равномерной пульсации и могли передать ее достаточно точно при помощи определенных движений (например, в танце). Дети должны сделать это без помощи взрослого.
Перед тем, как приступить к исполнению какой либо песни необходимо провести выделение ритма для дошкольников, например с помощью хлопков. Далее необходимо произносить песни в достаточно медленном темпе, для того, чтобы дошкольники могли воспринимать «расчленение» звуков и слов и в соответствии с этим следовать ритму песни.
Для начала необходимо выбирать такой музыкально-песенный репертуар, в котором «парные восьмые» и «четверти» присутствуют сразу с первых нот мотива. Как пример можно привести песенку о «Маленькой елочке»:
«Ма-лень-кой е-лоч-ке хо-лод-но зи-мой»,
«Из ле-су е-лоч-ку взя-ли мы до-мой».
Когда производится работа по развитию «ритмического слуха» надо обращать обязательное внимание и значение «постановке пауз». Другими словами дошкольники должны научиться ощущению равномерной пульсации, которая и предопределяет ритмический рисунок. Как пример можно привести расстановку пауз. Для того чтобы они были правильно поставлены, сначала необходимо их показывать определенно выбранным для этого движением со стороны взрослого. Это движение обязательно должно отличаться от движения, которым обозначаются «нотные длительности». Это условие обязательно при развитии чувства ритмического слуха, оно поможет дошкольникам по движениям почувствовать основные отличия.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. В детском саду целесообразно создавать детские оркестры для развития музыкального восприятия слуха у детей.
В старших группах игра на детских музыкальных инструментах повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.
Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.
В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.
Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и вес, простыми по конструкции, достаточно прочными; инструменты, требующие настройки, ремонта, - приведены в порядок до начала занятий.
В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музыкальных игрушек и инструментов. Чтобы знать, как ими пользоваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения и приемами игры на них.
Названия «музыкальные игрушки», и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать, в оркестре как равноправные инструменты. Детские инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.
В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды: беззвучные, звучащие, игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом, струнные, духовые, клавишно-язычковые, ударно-клавишные, ударные.
В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике.
Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой». Молоточком, на конце которого прикрепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку, то есть различают направление звукоряда, расстояние между звуками.
Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.
Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп - струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок.
Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игра типа «горячо – холодно»).
При комплектовании оркестра следует придерживаться известной пропорции: желательно, чтобы были представлены все группы инструментов – струнные, духовые, ударные ударно-клавишные, клавишно-язычковые. Однако по их количественному соотношению следует добиваться, чтобы инструментов с нежным, тихим звучанием (цитры, металлофоны) было больше, так как они точнее по своему строю и удобнее для игры. Что касается ударной и духовой групп, а также аккордеонов и триол, лучше, если их будет меньше. Они звучат сочно, насыщенно, довольно громко и могут заглушить цитры, металлофоны. К тому же играть на аккордеонах и триолах сложнее.
В заключение необходимо отметить следующее. При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо создать ряд определенных условий для того, чтобы процесс развития музыкальных способностей был наиболее продуктивен.
В этот период необходимо направить усилия на развитие эмоционального чувства выразительности жестов, вокального интонирования, мимике, игровой ролью образности, эта необходимость заключена в особенной эмоциональности детей того возраста. Если описанная выше работа приобретет систематический характер, то в итоге дошкольники смогут достаточно неплохо научиться слушать и слышать музыку, а так же запоминать и воспроизводить практически любые, доступные для этого возраста мелодии, чувствовать ритм танца и т. д. При постоянной работе на музыкальных занятиях и самостоятельной музыкальной деятельностью в группе, практически всегда даже у тех, у кого интерес к музыке отсутствовал практически полностью он появляется иногда даже перерастая в любовь.