Прогулка для ребенка — это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности. Особенностями организации прогулок является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.
Важным показателем эффективности организации продуктивной деятельности на прогулки является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.
Зима – волшебное время года, наступления которого с нетерпением ждут дети. Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе. Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей – катание на санках, игры со снегом и др. – обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей. Зимние развлечения для детей на улице – это не только приятное, но и полезное занятие. Активность на свежем воздухе повышает иммунитет ребенка, что очень важно в холодное время года.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Прогулка – это обязательный элемент режима дня.
Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении:
-активной,
-содержательной,
-разнообразной,
-интересной для детей деятельности.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Проводится прогулка два раза в день в первую и вторую половину дня. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:
-Оздоровление детей.
-Физическое развитие.
-Развитие самостоятельности.
-Расширение кругозора.
-Ознакомление с окружающим миром.
-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
А чтобы холод принес пользу и не помешал детям получать удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Зимняя прогулка станет эффективной при соблюдении следующих условий:
- наличие оборудованного участка
- наличие выносного материала
- использование разнообразных подвижных игр с бегом разной интенсивности
- изготовление построек из снега в теплую погоду
1. Оборудование зимнего участка
Педагог каждой возрастной группы должен разработать план зимнего участка, который включает в себя:
- утрамбованную площадку для организации игр, забав и развлечений.
- снежные скульптуры: фигуры различных зверей, снеговиков, самолеты, дома, и т. д., для организации ролевой, сюжетной, творческой игры
- ледяные дорожки, лыжню, постройки из снега для организации двигательной активности детей на участке: горки, валы и т. д.
- кормушки для зимующих птиц.
2. Выносной материал:
- Лопатки для снега и для творческой деятельности, ледянки, печатки султанчики, вертушки, клюшки, мешочки, мячи для метания, бросовый материал для игр со снегом и для оформления снежных построек (разноцветные льдинки, флажки, гирлянды, ленточки);
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: кукла, одетая по сезону, саночки, руль, материал для игры «Магазин» - др. (в зависимости от того, какую творческую игру запланировал воспитатель);
- Атрибуты для спортивных игр: маски, ленточки - др.
- Материал для исследовательской деятельности: емкости для снега и воды, формочки для заморозки, палочки для измерения глубины снега, лупа и др.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Организуя прогулку, педагог должен учитывать множество факторов: погодные условия, возраст детей и их познавательные интересы, имеющийся материал, тематику предыдущего занятия. Необходимо предусмотреть возможности оздоровительного эффекта, не только в физическом, но и в психическом плане. Для детского организма правильно организованная прогулка может быть наиболее доступным средством закаливания.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
В детских учреждениях в зимнее время прогулки проводятся дважды в день, их продолжительность зависит от возраста, температуры воздуха и силы ветра. Малыши 2-5 лет гуляют не менее 2 часов в день, а дети постарше – до 3-4 часов в день. Прогулки отменяются при – 15С и скорости ветра более 15 м/. Если грянули сильные морозы от -20С и ниже, то на улицу детей не выводят, а организовывают проветривание помещения.
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит помощник воспитателя, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, старшие дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как:
-организация наблюдений детей;
- подвижная игра, игры на выбор детей;
- трудовая деятельность;
- индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств, закреплению и уточнению пройденного материала;
- спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью:
- наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т. д.);
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, а так же с подгруппами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года: зимой дети могут сгребать снег, делать из него разные сооружения, помочь в уборке снега на участке. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, Воспитатель следит, чтобы дети выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Педагог подводит детей к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории. На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.
Длительность игр в разные дни не одинакова. В дни проведения физкультурных занятий дети могут участвовать в одной подвижной игре и в каком-либо физическом упражнении. Продолжительность игр и упражнений в этом случае немного уменьшается (10-12 мин. в старшем возрасте). В другие дни, когда физ. Занятия не проводятся, необходимо проводить подвижные игры в сочетании с физическими и спортивными упражнениями в теч-е 25-30 мин. в старшем возрасте и 15-20 мин. с младшими. Воспитателю необходимо заранее продумывать и четко представлять себе конкретные варианты усложнений правил подвижных игр, требований к их выполнению в соответствии с подготовленностью детей своей группы. Необходимо организовать смену интенсивных движений более спокойными. Каждый воспитанник должен быть вовлечен в игру, которая не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.
Зимние игры без падений не обходятся, а значит, правильно падать следует научить даже самых маленьких. Взрослый объясняет ребенку, что падать лучше всего стараться на бок, аккуратно смягчая падение руками и подгибая колени. Лучше не приземляться на спину или вперед на руки. Найдите большой мягкий сугроб и потренируйтесь садиться в него таким образом. Ребенок должен не бояться падений, а уметь правильно группироваться и избегать травм.
В подвижных играх и забавах можно использовать замечательный строительный материал – снег и постройки из него: горки, ледяные дорожки, валы, лыжные трассы.
На прогулке можно использовать не только подвижные, но и игры на развитие наблюдательности, внимания, умения ориентироваться.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру в хоккей, метание в цель и даль, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с валов, перешагивание, перелазание через валы, сбегание с пригорков, пробегание снежных лабиринтов.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки, считалки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми зимние приметы, пословицы, слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Чем содержательней и интересней организован досуг детей на улице, тем ярче у них будут представления об окружающем мире, тем интереснее их применение в самостоятельной творческой, продуктивной деятельности.
Самостоятельная деятельность детей.
Включает в себя: катание на санках, лепка построек из снега (о чем говорилось выше, украшение снежных построек, ходьба на лыжах, сюжетно-ролевые, творческие игры, спортивные игры, наблюдения за живой и неживой природой, за деятельностью взрослых, труд на участке. Дети получают заряд бодрости и хорошего настроения, к тому же совместная деятельность развивает социальные навыки и воспитывает дружелюбие, чувство ответственности, учит быть терпимыми друг к другу. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание разнообразных, гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке учреждения.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формы их могут быть разнообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.
В прогулках «трудовые акции» преобладают трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации форм труда в соответствии с сезоном и погодными условиями.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они отряхиваются от снега, старшие дети помогают друг другу отряхнуть снег. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают сменную обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.