Экологический проект
в средней группе
«Наши зеленые друзья - деревья»
Подготовил воспитатель:
Макарова Н.А.
2021г.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Вид проекта: познавательно - исследовательско - творческий.
Актуальность проекта: Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта: Уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.
Задачи проекта:
Расширять у детей знания и представления о деревьях:
-характерные особенности строения;
-признаки отличающие одни деревья от других;
-сезонные изменения в строении лиственных деревьев;
-узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада и нашего поселка;
-дерево – важный строительный материал;
Обогащать словарный запас,развивать связную речь детей:
-учить детей давать полные ответы на вопросы;
-развивать умение связно и последовательно рассказывать;
-активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;
-учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предмет исследование: Процесс привлечения семьи и детей для охраны деревьев и кустарников родного края и воспитания любви к природе. Заинтересовать детей, как можно больше узнать о деревьях и их пользе.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат:
Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.
- Создание творческой группы – родители и дети группы.
В проекте согласились участвовать родители группы «Дружная семейка» - 28 человек. Каждый согласился внести свой вклад в проект.
- Исследование экологической ситуации.
Всю весну мы наблюдали деревьями в детском саду. И у нас возник вопрос, почему растут деревья поразному? Почему они болеют? Как помочь? Какие нужно создать условия? Что будет если погибнут все деревья? Как их можно обрабатывать?
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые,практические:
- наблюдения,
- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- игры,
- опыты.
Продукты проекта: Выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», коллективная работа «Чудо-дерево».
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап:
Число, месяц. Мероприятие
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
Подбор методической литературы для реализации проекта;
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин.
- Основной этап:
- Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
- Разработка плана
Месяц |
Мероприятие. |
Название |
Июнь |
Беседы на тему: Дидактические игры: Рассматривание и сравнение листьев клёна и берёзы. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность: рисование на тему: Ознакомление детей с художественной литературой: Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке Наблюдения на прогулке: |
«Хвойные деревья» «Определи дерево по листочку»
«Летнее древо»
«Разговорчивая берёзка»
«Сравнение деревьев и кустарников»
«За деревьями» |
Июль |
Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: Беседы на тему: Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: Ознакомление детей с художественной литературой: Дидактические игры: Презентация: «В гости к деревьям» Дидактические игры: Дидактические игры: |
И. Э. Грабарь «Рябинка» «Береги лес» И. И. Шишкин «Зима» «Осинка и ветерок»
«Хвойные и лиственные деревья»
«Определи и назови дерево по его тени» «Что лишнее» |
Август |
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность: Рисование. Беседы на тему: Дидактические игры: Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность: конструирование Беседы на тему: Дидактические игры: Ознакомление детей с художественной литературой: Прослушивание: запись «Голоса леса» в музыкально сопровождении. Опытно-экспериментальная деятельность «Дерево и его свойства» Ознакомление детей с художественной литературой: |
«Кленовый лист»
«Что такое лес» «Сравни деревья по коре и стволу» И. Левитан «Весна. Цветущие яблони» «Русская береза» «Удивительный лес» «Сложи дерево и назови его части» «Волшебная рябинка» Чтение стихов «Берёзка», «В лесу» |
III. Заключительный этап
Презентация «Деревья»
Работа с родителями:
Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».
- Мониторинг на начальном этапе:
При проведение мониторинга было выявлено, что дети плохо знают название деревьев и не знают его строения. Так же, не знают, не могут их отличить.
«Растительный мир».
Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.
Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.
- Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем
они отличаются
- Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?
- Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
- Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.
- Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
- Почему нужно беречь природу?
Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 15 – 18 баллов.
Средний уровень – 12 – 14 баллов.
Низкий уровень – 6 – 9 баллов.
Мониторинг на заключительном этапе:
Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому образованию через организацию проектной деятельности способствовала:
1) росту профессионализма воспитателя, реальным достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением методами экологического образования и воспитания;
2) осознание детьми бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать хорошие условия вместе с взрослыми.
- 5. Экологическая тематика в жизни детского сада
«Художествнено- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
- Предоставление информации и сотрудничество
Родители группы, лесное хозяйство г. о. Чапаевск.
- 7. Составление экологического кодекса
Стихи о бережном отношении к природе
Закрой глаза,
Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно,
Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
Костры в лесу не разжигать,
Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом!
Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари!
Природа - щедрая хозяйка,
Бери, что надо,
Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она
От нас такого же добра!