Самообразование воспитателя по теме:
«Русские народные сказки, как средство воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста»
2023-2024 учебный год
Актуальность.
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.
До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема, актуальна на сегодняшний день.
Целью работы является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
- Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
- приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
Методы работы со сказкой
1)Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Содержание работы |
Практические выходы (форма работы) |
Сроки реализации |
|
Организационно- теоритический. |
Изучение учебно-методической литературы |
Составление плана по воспитательно-образовательной работе с детьми. |
Сентябрь |
Накопительно- практический. |
1. Конспект ООД 2.Организация дидактической игры «Расскажи сказку»: 1) Изготовление д/и; 2) Знакомство с правилами. 3. Работа с родителями |
1. Конспект ООД. Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо». Цель: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них. 1. Дидактическая игра «Расскажи сказку» в младшей группе. 1. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитание ребенка». |
Октябрь |
1.Театрализованная постановка 2.Организация дидактической игры «Репка на прищепках»: 1)Изготовление д/и; 2)Знакомство с правилами. 3.Работа с родителями |
1. Сценарий постановки русской народной сказки «Репка». Цель: Создать благоприятные условия для творческой активности детей по средством игры-инсценировки. Развивать личность ребёнка, обогащать активный словарь детей; Воспитывать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов. 1.Дидактическая игра «Репка на прищепках» в младшей группе. 1. Памятка для родителей «Сказка — это важно!» |
Ноябрь |
|
1. Составление картотеки 2. Работа с родителями: а) Совместное творчество педагога и детей; б) Изготовление книжки – малышки. |
1. Картотека загадок "Русские народные сказки". Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках. 1.Консультация для родителей «Как изготовить книжки-малышки» |
Декабрь |
|
1. Конспект ООД 2. Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и; 2)Знакомство с правилами. 3. Работа с родителями |
1.Конспект ООД «В гостях у сказки» Цель: Воспитывать любовь к литературным произведениям; закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; Способствовать развитию связной диалогической речи, памяти. 1.Дидактическая игра «Кто лишний?» в младшей группе. 1.Памятка для родителей «По дорогам сказок». |
Январь |
|
1. Составление картотеки « В мире сказок» 2. Составление картотеки пальчиковой гимнастики. 3. Работа с родителями |
1.Картотека Дидактических игр «В мире сказок» по русским народным сказкам. Цель: Развивать речь детей, наглядное мышление, внимание, памяти; Воспитывать интерес к русским народным сказкам. 2.Картотека пальчиковой гимнастики по мотивам народных сказок. 1.Консультация для родителей «Воспитание сказкой» |
Февраль |
|
1. Организация ООД. 2.Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и; 2)Знакомство с правилами. 2. Работа с родителями |
1.Конспект ООД «Путешествие по русским народным сказкам». Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность. 1. Дидактическая игра «Сложи картинку» в младшей группе. 1.Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка» |
Март |
|
1.Конспект ООД 2.Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и; 2)Знакомство с правилами. 3.Оформление папки – передвижки для родителей. |
1.Конспект ООД «Любимые сказки» в младшей группе. Цель: Развивать у детей творческое воображение, мышление, память. 1.Дидактическая игра «Найди по силуэту» в младшей группе. 1.Папка-передвижка «Роль книги в развитие ребенка». |
Апрель |
|
1. Проведение анкетирование с родителями. 2. Организация выставки 3. Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и; 2)Знакомство с правилами. 3. Обогащение РППС. Изготовление атрибутов связать героев сказки «Репка» из пряжи. |
1.Анкета «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» 1.Совместная деятельность детей и родителей. Семейная выставка поделок "Герои сказок". 1. Дидактическая игра «Из какой мы сказки?» в младшей группе. 1.Изготовление атрибутов к сказке «Репка» в театральный уголок. Фотография. |
Май |
|
Заключительный |
Самоанализ о проделанной работе в своей группе. |
Отчет о проделанной работе |
Май |