Консультация для педагогов
«Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада».
На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриотизма.
Сейчас, в нестабильный период в обществе, остро возникает потребность вернуться к самым лучшим народным традициям, к вековым корням, к важным и вечным понятиям, как род, родство, Родина.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Президент РФ Путин В. В. акцентирует особое внимание на воспитание патриотов в России. В Указе о государственной политике по патриотическому воспитанию отмечено: «Необходимо строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит от морально-нравственного климата в обществе в целом».
В настоящее время патриотическое воспитание подрастающего поколения одно из важнейших направлений политики государства в образовании, ведь детство и юность - наилучшая пора для привития осознанного чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма - это непрерывная работа по осознанию гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Одной из задач Федеральной государственной программы по дошкольному образованию является «обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности».
В разделе «Социально-коммуникативное развитие» Образовательной программы дошкольного образования отмечено, что содержание образования должно быть «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых».
Можно с уверенностью утверждать, что воспитание патриотизма у детей является приоритетной задачей ДОУ.
Понятие «патриотизм»
Патриотизм – явление, которое имеет сложный комплекс свойств и характеристик, проявляющих себя на различных уровнях социальной системы. Существует множество определений понятия «патриотизм»: «Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».
Цель патриотического воспитания.
Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания.
- Углублять и уточнять представления о Родине – России. Расширять представления о родном крае. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве – столице России и знания о государственных праздниках.
- Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
- Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку и Родине. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения друг к другу.
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.
- Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней.
- Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантное отношение к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационный режим в соответствии с ФОП ДО, возможно через разные образовательные области.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Роль сюжетно-ролевой игры
Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Первостепенное значение игры в развитии ребенка побудило ООН провозгласить ее универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Именно сюжетно - ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и любознательности.
Целью является развитие и создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников, посредством сюжетно-ролевой игры через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, уважения к ее историческому прошлому, к традициям своего народа.
Сюжетно-ролевая игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Поэтому она актуальна для всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
От правильно разработанных сюжетно-ролевых игр зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание.
Что же включает в себя содержание работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Учитывая положение, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, для организации процесса патриотического воспитания предполагается использовать игровые приемы, что представляется важным как для повышения познавательной активности дошкольников, так и для создания эмоциональной атмосферы НОД.
Перспективный план включает следующие блоки.
- Блок «Я и моя семья».
Цель: воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
- Блок «Я и мой детский сад».
Цель: формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.
- Блок «Я и мой родной город».
Цель: знакомить детей с историей родного города, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Воспитывать любовь к родному городу.
- Блок «Я и родная природа».
Цель: формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Воспитывать чувство любви к природе родного края.
- Блок «Родная культура». Блок «Я служу Отчизне»
Цель: воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Вывод.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности. Несомненно, ведущее значение при формировании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста имеет сюжетно-ролевая игра. Воспитательные воздействия должны быть направлены на обогащение и углубление знаний детей, введение значимых мотивов деятельности и формирование положительного эмоционального отношения к игре.