“Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий,
так воспитатель должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине”.
В. А. Сухомлинский
В основе существования и развития любой исторической общности людей лежит духовный стержень, который базируется на чувстве патриотизма, чувстве любви, уважения к предкам, долга перед Отечеством.
Анализ источников (причин) патриотизма, проявляемого россиянами, подтверждает, что первоосновой их патриотических поступков и дел является чувство Родины, сознание долга перед ней и ответственности за ее судьбу. Патриотическое поведение человека становится возможным лишь в тех случаях, когда он глубоко сознает кровную связь со своей Отчизной, вследствие чего в его внутреннем мире рождается специфическое душевное состояние, своеобразное патриотическое настроение, утвердившееся в обыденном языке как чувство любви к Родине, Отчизне.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание.
Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Что же такое краеведение?
Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.
Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.
Задачи краеведения:
1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.
- Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
- Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
- Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
- Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:
- Историческое краеведение
- Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).
- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
- Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов).
- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)
- Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)
- Семейное краеведение.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:
Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания;
Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
Экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного села.
Праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.
Прогулки, путешествия, походы - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.
Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Например:
«Найди герб»
Цель: научить узнавать герб села (района, округа); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
Ход игры: Ребенку предлагается найти герб и рассказать, что он обозначает.
«Собери герб, флаг»
Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику;
Ход игры:Предложить собрать картинку. Рассказать о символе, который получился.
«Угадай национальный костюм»
Цель: Приобщить детей к знанию национального костюма и национальных костюмов народов родного края. Закрепить знания об особенностях костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие.
Ход игры: Перед ребенком выкладываются карточки с изображением людей в национальных костюмах. Среди всех предложенных ребенку необходимо выбрать названный национальный костюм. После того как ребенок отгадал национальный костюм, можно задать ему несколько вопросов: как ты узнал национальный костюм? Какие сходства и отличия есть между костюмами?
«Красный огонек».
Цель: закрепить знания о растениях и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
«Знаешь ли ты?»
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.
Ход игры: Воспитатель показывает портреты известных соотечественников, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, так называемых - центров краеведения, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному селу, краю, стране.
Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места села, родного края не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.
В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. В рамках патриотического воспитания мини-музей - необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев краеведческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Гармонично и правильно организованные коллективом ДОУ, родителями и детьми, мини-музеи не только становятся предметом гордости дошкольного учреждения, но и приносят ощутимые результаты в области воспитания и образования детей, способствуют расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности.
Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Собирание и классификация различных предметов, расширяет кругозор детей, а так же развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования у детей накапливаются знания, затем информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.
Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.
Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.
Используемая литература:
1.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.
2.Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
- «Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г.
Ковалева Г.А. «Воспитание маленького гражданина», М. 2004г.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С- Пб.2000г.
- Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.»,М. 2003г.
- Алешина Н. В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, М.2003г.
- Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду, М.2007г.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М.2007г.