В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их специфических особенностях.
Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, а совершенно иное распределение функций между полушариями головного мозга.
Левшей можно назвать «зазеркальными» детьми, так как мир правшей предстает для них ассиметричным, как в зеркале. Об этой необычности написал Льюис Кэрролл удивительную сказку «Алиса в стране чудес». Родителям вместе с детьми стоит прочитать это произведение, чтобы лучше понять своего ребенка – левшу.
Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушарие. У правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе внутриутробного развития головного мозга происходят некоторые изменения, и левое полушарие становится слабее, а правое – берет на себя ведущую функцию. В этом случае основной является левая рука. Следует отметить, что у левшей лучше развиты также левая нога, глаз, ноздря, ухо.
Как определить леворукость?
Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители. Обычно к четырем годам формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки. Могут ли родители сами точно определить леворукость? Да, могут. Для этого существует множество тестов.
Тесты для детей младшего возраста (проводятся в игровой форме).
- Открывание коробочки. Ребенкупредлагается несколько разных небольших коробочек.
Задание: «Найти спичку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает).
- Вращательные движения. Ребенкупредлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия.
- Развязывание узелков. Заранее неплотно завязать несколько узлов шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
- Поднимание предмета. Ребенкапросят поднять лежащий на полу предмет. Правши очень редко берут его левой, левши -правой рукой.
Тесты для детей среднего и старшего возраста.
- Переплетение пальцев рук. Задание: «Быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук». Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).
- Аплодирование. При аплодировании более активна более подвижна (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей (чаще левой) руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.
- Тест на заводку часов. Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых производится заводка часов; не ведущая рука фиксирует часы.
Психологические особенности ребенка с леворукостью:
Левши обычно склонны фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Так происходит потому, что у левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое. А именно правое полушарие отвечает за эти качества. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма.
Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Левшами были Микеланджело, Александр Македонский, Наполеон, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль и Пабло Пикассо и т.д. Вообще, как утверждает статистика, среди левшей намного больше талантливых людей, чем среди правшей. И вполне возможно, что именно ваш ребенок левша «из талантов». А тогда не исключено, что он станет выдающейся личностью и даже войдет в историю. Чтобы выявить скрытые способности ребенка, прислушайтесь, присмотритесь к нему. Может быть, малыш любит выдумывать интересные истории или оригинально рисует. Помогите развить эти умения. Запишите его в соответствующую студию, секцию или кружок.
Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т. п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них.
Кроме того, левши с удовольствием учатся, есть, пользуясь вилкой и ножом. Если «праворуким» детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому, что в этом процессе тоже задействованы обе руки.
Почему не стоит переучивать:
Принудительное переучивание ведет к нежелательным последствиям, изменениям в работе системы полушарий головного мозга. Переучивать леворукого ребенка - значит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом. Ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание.
Развитие и обучение левши:
Конечно, при развитии и обучении леворукие дети испытывают определенные трудности. Сложно праворуким родителям и воспитателям обучать такого ребенка. Но это наши дети и мы, взрослые, должны помочь таким малышам не чувствовать себя «неправильными», не такими как все.
У ребенка – левши часто бывают проблемы с речью: задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения. Давно известно, что речевая функция тесно связана с движениями пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание кистей рук, сгибание и разгибание пальчиков. Очень полезны для тренировки различные пальчиковые игры. Всем хорошо известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». Есть много специальной литературы с такими играми. Эти игры нужно проводить, работая поочерёдно с пальцами обеих рук.
Для развития мелкой моторики рук также полезны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание бус. Пусть дома ваши дети побольше рисуют, лепят, конструируют, вырезают. Для левшей сейчас продаются специальные ножницы. Научите своего ребёнка правильно пользоваться ими и принесите ещё одни в детский сад. Дело в том, что обычными ножницами ребёнку-левше очень трудно работать. Бумага у них не режется, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.
Трудности возникают у леворукого ребёнка при письме. Левая рука принимает такое положение, когда закрывается образец написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже написал. Не все ручки пишут у ребёнка, так как они держат их под другим наклоном. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно. Не следует требовать от них безотрывного письма. Стоит помнить, что для левшей освещение должно быть с правой стороны. Правильно организуйте рабочий уголок ребёнка. При письме и чтении может быть зеркальное отображение, то есть ребёнок пишет и читает справа налево.
Но такие ошибки возникают только в начальном периоде обучения грамоте и довольно быстро проходят. Так что надо быть терпеливыми и внимательными к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за это.
Задача взрослых – создать благоприятные условия для полноценного развития маленького человечка, такого особенного и, наверняка, творческого и очень талантливого.
Если ваш ребенок – левша, то считайте, что вам повезло.