Родители маленьких болтунов часто сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотный «партизан» наконец заговорил. Как это сделать правильно?
Наверняка знакомые уверяют вас, что «мальчики всегда начинают говорить позже» или рассказывают истории о детях, которые в 6 лет внезапно заговорили целыми фразами, забыв про годы молчания. Безусловно, это все интересно и познавательно, но не стоит пускать речевые проблемы на самотек.
Если у ребенка в 1,5-3 года (и тем более в старшем возрасте!) еще не сформирована речь, стоит забеспокоиться. Причиной тому могут быть многие факторы, включая задержку психического развития и нарушения слуха. Последние не всегда заметны с первого взгляда: малыш может реагировать на обращенную речь, отзываться, когда вы шепотом зовете его по имени, через всю квартиру бежать к дверям, если в замке проворачивается ключ, но не слышать звуки на определенных частотах. Чтобы исключить подобную патологию, стоит пройти обследование. А если доктора заверили вас, что здоровье в порядке, но чадо все равно не спешит порадовать первыми словами? Есть несколько методов, которые помогут развить речь ребенка и заодно укрепят вашу с ним эмоциональную связь.
ГОВОРИТЕ!
Есть мамы и папы, которые полагают, что разговоры с ребенком-молчуном – пустая трата времени, ведь он все равно не вступает в диалог. Трудно придумать большее заблуждение. Наоборот, чем чаще и дольше вы разговариваете с малышом, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте: рассказывайте, как работает пылесос, что вы кладете в суп, озвучивайте действия свои и ребенка. Только не стоит употреблять «детские» слова, если чадо вышло из младенческого возраста. Лучше говорите с ним, как со взрослым.
ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ!
Логопеды призывают сделать общение с ребенком деловым, то есть, преследующим какие-либо цели. Но, как известно, невозможно договориться, если одна из сторон не желает говорить. Тем важнее проявлять большое внимание, если малыш пытается вам что-то объяснить: пусть он и использует для этого нечленораздельные звуки или жесты – вы же не хотите, чтобы дитя обиделось и совсем перестало стараться? Однако не усердствуйте: предугадывание желаний ведет к тому, что у него пропадает мотивация к разговору. Часто родителям маленьких молчунов даже советуют на время «перестать» понимать ребенка, чтобы у него возникла необходимость заговорить.
ИГРАЙТЕ!
И чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет или где «спрятался» зайчик. Игры формируют тесную эмоциональную связь между вами, а это помогает детям раскрыться и заговорить.
ЖЕСТИКУЛИРУЙТЕ!
Используйте общеупотребительные жесты совместно с речью - говорите «на», протягивая ладонь, и отрицательно качайте головой, произнося «нет».
ПОВТОРЯЙТЕ!
У малышей сильно развиты механизмы подражания: они сейчас напоминают обезьянок, и грех не воспользоваться этим в целях развития речи. Начните с простых пальчиковых игр или речи с движением: пусть сначала ребенок научится повторять за вами серию одиночных движений, а потом уже – их совмещать. Говорите достаточно громко и четко артикулируйте. Не исключено, что вскоре подражание движениям перерастет в звукоподражание.
МОТИВИРУЙТЕ!
Затейте игру, в которой речь будет главным условием. Например, вы – паровозик, а малыш прицепляется вагончиком. Вы, громко гудя или «чух-чух-чухая», ведете состав в дальние страны. После этого есть смысл предложить вашему чаду побыть паровозом. Только предупредите его, что без звукового сопровождения состав двигаться не сможет!
Или возьмите на вооружение игру «Договори словечко»: выберите для нее самые простые стихотворные тексты или загадки с рифмованным ответом.
ТРЕНИРУЙТЕ ПАЛЬЧИКИ!
Не забывайте о необходимости совершенствования мелкой моторики. Логопеды и врачи не зря отмечают тесную связь между ее развитием и становлением речи: доказано, что около трети всей площади двигательной коры головного мозга занимает проекция ладони. Речевая зона же расположена к ней очень близко, поэтому возбуждение первой, естественным образом приводит к активизации второй. Не пытайтесь изобрести велосипед! Знакомые с детства «ладушки», «коза рогатая» и «сорока-воровка» - ничем не уступают современным «новаторским разработкам», которые, по сути, являются лишь усовершенствованным старым.
ПОМОГАЙТЕ!
Пусть малыш на первом этапе использует любые доступные ему средства общения – звуки, жесты, движения. Если ребенок указывает на игрушку, озвучьте его желание: «Хочешь поиграть с мишкой?». При этом требуйте ответной реакции: пусть кивает или, наоборот, мотает головой. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и намеренно создавайте ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная художественная деятельность: лепка, рисование, аппликация – советуйтесь с ребенком по поводу каждого действия.
НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!
На самом деле, ребенку совершенно все равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Скорее всего, пройдет немного времени – и малыш порадует вас первыми.