Речь – это превращение всего, что ребёнок познаёт в окружающем мире, в слова. И этот переход в речевые зоны мозга происходит по проводящим путям. Соответственно, если мы наблюдаем задержку речи, скорее всего эти проводники по какой-то причине не очень активны или повреждены. То есть нет связи между зрительным образом предмета и звучанием слова, которым мы этот предмет обозначаем. Причины могут быть самыми разными и иногда не до конца определены. В таком случае даже очень ответственные и заботливые мамы не видят результата своих разговоров и речевых игр с ребёнком.
Обязательные условия для нормального развития речи ребёнка:
- развитие мышления, слуха и зрения, отсутствие паралича речевых мышц;
- социальные контакты со взрослыми;
- полноценная и благоприятная, здоровая среда обитания.
В норме дети учатся говорить, слыша речь взрослых. Подчёркиваю, именно речь, поскольку это не просто физический слух, а именно речевой – он обеспечивает выделение из потока речи говорящего отдельные слова, чтобы понять смысл. И если ребёнок молчит, хотя всё в порядке, то нужно использовать все доступные проводники, чтобы он заговорил.
Например, если зрительно-речевые проводники или слухо-речевые по какой-то причине работают плохо, добавляем и насыщаем познавательную среду ребёнка тактильными ощущениями (ощупывание), жестами, мимикой, обонянием (обонятельные луковицы в головном мозге находятся рядом с височной зоной, которая отвечает за понимание произнесённых слов, память, эмоции, мотивацию), вкусом.
Если ребёнок плохо различает на слух звуки, то максимально изображаем звуки, причём не только картинками, но и предметами вокруг, игрушками, определёнными позами или движениями (иногда можно подключать показ букв). Постепенно добавляем новые звуки, но не забываем и проверять усвоенные, когда имитируем звук: предлагаем картинки или игрушки, из которых ребёнок выбирает, откуда звучание. Часто ребёнок может произносить отдельно звуки, но не может соединять их в слова. Тогда надо работать над чувством ритма (логоритмика). Например, пропевать эти соединения, проводя пальчиком по дорожкам от звука к звуку.
Слова приобретаются по слуху, но при этом ребёнок должен понимать их значение. Каждое слово – это предмет (действие), только в звуковой форме. Если среда вокруг ребёнка содержит мало зрительных стимулов (мало предметов), то и слов будет мало. Наоборот – тоже плохо. Желательно, чтобы было несколько игрушек, но пусть они меняются через несколько дней. Именно по причине огромного количества визуальной информации детям бывает трудно выделять нужную и соотносить её с речевыми звуками. Если же вы замечаете, что визуальная среда не обогащает словарный запас ребёнка, то опять же воздействуем на другие анализаторы: угадываем предметы наощупь, рисуем на теле фигуры и ищем совпадения с рисунками.
С чего начать
- Сначала – гласные звуки. Потом уже добавляем простые согласные (соединяем вызванные звуки в слоги), играем с простыми словами на эти звуки, то есть наделяем каждый звук смыслом (ААА – качаем куклу, УУУ – воет ветер). Пытаемся их произносить, играем с этими звуками-словами в играх, которые включают максимальное количество сенсорного материала.
Простые слова - это самые первые из повторяющихся одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя) и звукоподражания (му, ме, гав), междометия (ух, ой, ай-ай-ай).
- Подключаем правильную артикуляцию(положение языка, губ, зубов во время произнесения звука). То есть ребёнок должен слышать звук, и видеть вашу чёткую артикуляцию, видеть её на картинке. Тогда ему будет проще воспроизвести её.
- Развиваем мелкую моторику.Есть такое понятие "пальцевой праксис". Он влияет на чёткость движения языка. Сюда входят различные соединения пальцев, которые тренируем с помощью пальчиковых игр, рвём или отрываем что-либо двумя пальцами (указательный и большой).
- Ритмизируем речь стихами, песнями, ритмическими играми. Поём вызываемые звуки, сочетая их с движениями (крупная моторика). Ритм в нашей жизни проходит красной нитью во многих жизненных процессах, а в речи – в первую очередь. И если нет чувства ритма, в речи будут и пропуски, и перестановки, и замены звуков, слогов и сложности в синтезе слогов и слов.
- Работаем с дыханием. Учим дуть как можно дольше любыми способами. Тренируем также ритмичные короткие выдохи.
И, конечно, основное – физическое развитие и двигательная активность. Если моторика, координация движений, ощущение себя в пространстве, умение выстроить моторную программу не соответствуют нормам для вашего возраста, то речь скорее всего – тоже. Как ни банально, но движение – это жизнь, а точнее –именно движение обеспечивает гармоничное развитие всех систем в организме.